В Беларуси пятый день продолжаются протесты после президентских выборов, на которых, согласно заявлениям ЦИК, победил Лукашенко, набрав около 80% голосов. По этим же данным, Светлана Тихановская набрала 10% голосов.
Протесты на улицах белорусских городов жестоко разгоняют ОМОН и военные. Против демонстрантов применяют резиновые пули, светошумовые гранаты и водометы. Избивают и задерживают не только протестующих, но и журналистов — как российских, так и зарубежных. Очевидцы сообщают, что людей держат во дворах изоляторов на бетоне, сутками не кормят, дают воду из‑под крана, избивают.
«Афиша Daily» собрала реакции белорусских, российских и мировых ньюсмейкеров.
Илон Маск
Предприниматель, основатель SpaceX и Tesla
«Жаль это слышать. Что мы можем сделать, чтобы помочь?» (В ответ на публикацию пользователя в твиттере, отметившего его и Билла Гейтса со словами: «Каждый, у кого есть голос, используйте его сейчас»)
Лев Рубинштейн
Поэт
«В Беларуси, как мы видим, есть или, по крайней мере, зарождается прямо на наших глазах настоящее гражданское общество. В отличие, как говорится, от. Наши-то гэбэшные поводыри тоже, между прочим, любят, — видимо, чтобы казаться взрослее, — употреблять выражение «гражданское общество», явно понимая его как стройную шеренгу подданных, рассчитывающихся по утрам и вечерам на «первый-второй».
Отсюда же их патологический ужас перед Майданом, которым они беспрерывно пугают и своих, и чужих, и, главное, самих себя. Не перед реальным Майданом, который как раз и продемонстрировал готовность и возможность этого самого гражданского общества отстаивать свои права и свободы, а какого‑то мифического, даже отчасти сказочного «Майдана» как инфернального царства Змея Горыныча и Соловья-разбойника.
А в Беларуси… А в Беларуси вышли медики. И им, разумеется, за это заплатили горынычи с разбойниками. Вышел хор Белорусской филармонии. Хору, конечно, тоже заплатили. А кто ж вам будет петь бесплатно. На халяву только птички поют. Вышли рабочие, студенты, программисты, домохозяйки, водители, повара, бездомные, художники и музыканты. Им тоже заплатили. Прямо бездонная бочка! Это сколько же надо ухлопать кровных долларов, чтобы сковырнуть одного сраного колхозника!
Какая бездумная щедрость! Какая легкомысленная расточительность! Подумать только!»
Саша Бортич
Актриса
«Очевидно, что кое‑кто засиделся и ему пора. Белорусы! Сильные, смелые, невероятные! Вы заслужили эту правду, за которую боретесь сейчас, и я верю, что вы ее добьетесь. Насильно мил не будешь».
Джаред Лето
Актер, фронтмен Thirty Seconds to Mars
«Мы с тобой, Беларусь» (Актер написал это в сторис, выложив снимки уличных протестов, в том числе известную фотографию с пожилым мужчиной, вышедшим в одиночку против омоновца).
Мария Василевич
Депутат Национального собрания Беларуси, обладательница титула «Мисс Беларусь-2018»
«Те, кто проявляет жестокость и насилие к беззащитным, и те, кто провоцирует беспорядки. Остановите агрессию! Посмотрите друг другу в глаза! Посмотрите вокруг! Наша Беларусь не заслужила этой боли».
Сергей Шнуров
Музыкант, шоумен
«Все проблемы наружу вылазят,/Если их двадцать лет не решали/Забастовка, теперь на Белазе/Лукашенко поддержка большая!/Вышли сотни людин/И кричат как один/Уходи!/Уходи!/Уходи!»
Микита Микадо
Сооснователь и глава белорусского стартапа PandaDoc
«Я тот самый милый Микита из Беларуси, которого вы, возможно, видели у Юрия Дудя. Обращаюсь к белорусским силовикам. Если вы хотите быть на стороне добра, но финансы не позволяют, пишите — я помогу. Также обращаюсь к другим предпринимателям. Пожалуйста, присоединяйтесь к этой инициативе. Вместе мы сможем убедить ребят не бить женщин, детей, сограждан. Если проблема в деньгах/кредитах, мы можем ее решить. Не бойтесь делать правое дело. Мы вам поможем».
Олег ЛСП
Музыкант
«Смотрю на лица прохожих, которые вместо обычного озабоченного и печального выражения теперь транслируют молчаливый ужас. Смотрю в радужный экран телевизора, где рассказывают о какой‑то другой, яркой, прекрасной, но нереальной стране, в которой все довольны и счастливы, где я с радостью жил бы и сам… только она дематериализуется, стоит отвернуться от телевизора.
Смотрю в монитор и вижу ужас, происходящий прямо сейчас в стране, где я родился, рос, прожил всю жизнь; раньше я только читал о подобном на уроках литературы, однако эта страна уже гораздо больше похожа на реальность, хотя и тут встречаются очевидные преувеличения и популистские уловки.
Поэтому параллельно я cлушаю людей — политологов, друзей, знакомых, которые вдруг начали говорить абсолютно разные вещи. Кто‑то пытается сохранить нейтралитет, во многих жестокость пробудила праведный гнев, некоторые напротив — потеряли дар речи от ужаса. Самые же непонятные мне индивиды пытаются оправдывать насилие и возложить вину за страдания и смерть простых людей на них самих/деньги Запада/интриги Востока/иллюминатов/пришельцев/рептилоидов… Не знаю, чем продиктована такая позиция, — общей необразованностью, повышенной внушаемостью, неспособностью к логическому мышлению или желанием выделиться — неважно, зато я знаю, что со многими из них мне больше не о чем разговаривать.
И в эти, пожалуй, самые кошмарные дни нашей истории меня спасает только одно — как сильно я горжусь своей страной, своим народом, своими людьми. Пишу эти слова, и впервые они для меня не выглядят скомканно и неискренне. Я горжусь малышом, что несет цветок омоновцу, который вчера, вполне вероятно, избивал чьих-то отцов. Горжусь женщинами, которые выходят за наши общие интересы, зная, что сегодня для толерантных дубинок силовиков гендер уже не имеет значения. Горжусь водителями, которым разбивают головы и автомобили за звуковые сигналы.
Горжусь каждым — от тех, кто стоял за окнами избирательных участков и пытался хоть что‑то в них разглядеть, до тех, кто вышел мирно выразить свой гражданский протест и погиб от побоев, колес спецтехники и пуль.
За каждого из них я молюсь, чтобы те, кто еще не очнулся, — очнулись; чтобы они смотрели своими глазами, а не через кривые зеркала идеологий, как провластных, так и оппозиционных; чтобы они слушали самих себя и свои сердца, а не чужие мнения и античеловеческие приказы; чтобы они гордились своим народом, а не ненавидели, чтобы защищали его, а не уничтожали.
Я молюсь, чтобы вторая партизанская волна, накрывшая Беларусь спустя восемь десятилетий, не только воскресила из пепла нашу национальную гордость и самосознание (это уже свершившийся факт, глупо отрицать), — но и позволила этому аисту гордо лететь над планетой, расправив свои белоснежные крылья. Потому что, если жестокость не прекратится, мы, белорусы, просто исчезнем с лица земли».
Гарик Харламов
Комик, актер
«Стараюсь не лезть в политические истории, но это уже выходит за рамки просто заварушки. Я очень люблю Беларусь, у меня полно друзей оттуда, миллион раз был в Минске, Бресте и т. д. И к Лукашенко у меня не было никогда особо никаких негативных мыслей. Всюду чистенько, красиво. Даже вызывал симпатию. Теперь я вижу, как «батька» лупит собственный народ дубинками и расстреливает резиновыми пулями. Люди имеют право на протест, на отстаивание своей точки зрения! Нельзя за это его избивать и унижать. Хабаровск показал пример идеального мирного протеста. И надо отдать должное власти, которая адекватно реагирует на этот протест и не устраивает побоище. Это может очень плохо закончиться. Примеров масса. Не превращайтесь в зверей! Хочу выразить слова поддержки нашему братскому белорусскому народу! Держитесь! Александр Григорьевич, остановите насилие!»
Ксения Собчак
Журналистка, блогер
«Есть приказы, которые может отдать цепляющийся за власть человек, но выполнять их — преступно. Даже если садистскими методами и всеми этими избиениями удастся остановить протест, все уже всегда будут знать, и сам Лукашенко в том числе: его власть держится только на страхе, а не на выборе людей. Смотрите внимательнее, мои российские сограждане, на пример Беларуси. Еще внимательнее… И пусть у наших «звезд» пока нет должной смелости писать полные такого же праведного гнева посты о протестах в Хабаровске, о незаконных посадках после московских митингов, это ничего, все еще придет, и смелость, и желание. Так всегда кончается режим того, кто не может вовремя уйти и понять, что сменяемость власти — единственный мирный путь развития государственной власти. Можно недолго обманывать свой народ. Мухлевать, переписывать результаты выборов… Но нельзя обмануть время. Нельзя обмануть историю».
Филипп Бахтин
Журналист, бывший главный редактор Esquire
«Ребята, захотелось напомнить вам: белорусы точно избавятся от этого своего убогого комсомольского ничтожества. А мы избавимся от своего. Неприятно, конечно, что пришлось ждать 20 лет, но сейчас мы скорее ближе к концу, чем к середине. Белорусы, страшно за вас, но и счастье тоже видеть, какие вы крутые. Бесстрашные люди, отказывающиеся терпеть ополоумевших от денег, вранья и безнаказанности пенсионеров. Прекрасные белорусы, потерпите еще немного — мы тут за забором смотрим на вас с восхищением».