Сегодня / 11:20
Первый канал снимет новые фильмы о Штирлице с цифровым аватаром Вячеслава Тихонова
Сегодня / 14:22
В сервис Prime Video добавили ИИ-пересказы сериалов по сезонам и эпизодам
Сегодня / 13:51
Продажи российских ноутбуков в России обогнали американские
Сегодня / 13:21
В Японии рекордно снизилось число старшеклассников, которые впервые поцеловались
Сегодня / 12:46
В Японии отправили в космос первый в истории деревянный спутник
Сегодня / 12:14
Роберт Земекис рассказал, что Universal продолжает настаивать на «Назад в будущее-4»
Сегодня / 11:38
Фильм База Лурманна «Жанна д’Арк» находился в разработке 30 лет
Сегодня / 10:47
Поцелуи могли возникнуть как способ для чистки от паразитов
Сегодня / 10:09
Райан Рейнолдс пишет сценарий нового фильма, чтобы воссоединиться с Шоном Леви и Хью Джекманом
Сегодня / 08:36
Оливия Родриго: «Если парень хочет полететь в космос, это красный флаг»
Вчера / 20:24
Том Холланд гуглит новости о Зендае, чтобы убедиться, что их отношения в порядке
Вчера / 19:17
Роспотребнадзор проверит школы и детсады после сообщений о вспышке вируса Коксаки
Вчера / 18:13
Эрнст: «Айфон — чудовищная вещь для человечества. Джобс стоит в череде персонажей рядом с Гитлером»
Вчера / 16:55
Хидэо Кодзима о «Джокере: Безумие на двоих»: «Лет через 10–20 на него наверняка посмотрят по-новому»
Вчера / 16:47
Джеймс Ван Дер Бик рассказал, что у него диагностировали рак толстой кишки
Вчера / 16:13
В Fortnite добавят Эминем-пулемет
Вчера / 15:59
Sony работает над фильмом про спецагента Венома
Вчера / 15:21
Больше 600 тыс. зрителей посмотрели «Преступление и наказание» с Янковским в день премьеры
Вчера / 14:16
В Великобритании женщины узнали, что их перепутали в роддоме, спустя 57 лет
Вчера / 13:38
Умерла легенда джаза и соула Куинси Джонс
Вчера / 13:30
Патриарх Кирилл: «Иисус Христос смертную казнь не осуждал»
Вчера / 11:25
Вышел тизер третьего сезона «Ходячие мертвецы: Дэрил Диксон»
Вчера / 11:02
Cartoon Network выпустил спецэпизод «По ту сторону изгороди»
Вчера / 10:45
16 тыс. видов деревьев находятся под угрозой исчезновения
Вчера / 10:15
Майк Тайсон рассказал, что случайно принял Хасбика за ребенка
Вчера / 09:44
Православный мессенджер «Зосима» представят 13 ноября
Вчера / 09:15
Киран Калкин до сих пор не посмотрел финал «Наследников»
3 ноября / 20:40
Опрос: жители Москвы считают, что Трамп победит на выборах в США
3 ноября / 19:51
МИД РФ переименовал департамент сотрудничества с Европой в департамент проблем
3 ноября / 18:50
3344 иностранца с начала года получили гражданство РФ за участие в спецоперации
3 ноября / 17:49
Короля и королеву Испании забросали грязью в Валенсии, сильно пострадавшей от наводнения
3 ноября / 16:56
Девушка из Китая выяснила, что она из приемной семьи, после постоянных шуток об этом на работе
3 ноября / 16:28
В Псковской области из аквариумных рыбок производили «филе гребешка» и «мясо краба»
3 ноября / 15:56
В Финляндии закрылся единственный музей Ленина вне РФ
3 ноября / 15:32
Baza: Канье Уэст может выступить в Петербурге в ноябре

Глава «Централ Партнершип»: кинорынку России потребуется 2–3 года, чтобы вернуться к уровню 2019-го

3 февраля 2023 в 17:24
Александр Авилов/Агентство «Москва»

Генеральный директор российской кинокомпании «Централ Партнершип» Вадим Верещагин дал интервью газете «Ведомости». Выбрали главное из беседы.

Показатели

В 2022 году сборы кинотеатров в России по сравнению с 2019-м упали на 57,2% и составили 23,7 млрд рублей. Если сопоставлять с 2021 годом, то снижение составило 41,9%.

Падение в крупнейших регионах оказалось сильнее, чем в среднем по России: на 45% в Москве и на 49% Петербурге. В среднем по стране фиксируется снижение бокс-офиса на 43%. «Аномальным» названо сокращение выручки от проката в Туве (77%), «несущественным» — в Ямало-Ненецком автономном округе.

Если раньше на столицу приходилось около 30–35% продаж кинобилетов, то в последние годы этот показатель составляет примерно 15%. Среди причин — снижение потока зрителей, рост числа кинотеатров в регионах, а также уменьшение числа артхаусных и фестивальных проектов, которые всегда были популярны в Москве и Петербурге.

Прогнозы

«Точные сроки восстановления пока спрогнозировать сложно. Хотелось бы по итогам 2023 года выйти на показатели 2021-го, потенциал такой у рынка есть. На уровень 2019-го, думаю, выйдем через 2–3 года», — заявил Верещагин.

Он добавил: «Сейчас все будет зависеть исключительно от российского кинематографа. Очевидно, что нужно выпускать больше российских фильмов, в том числе заметных, приучать аудиторию ходить на них. Сейчас в год мы выпускаем порядка 150 отечественных кинокартин, из них заметных 10–15. А надо порядка 60».

В 2023 году «Централ Партнершип» планирует выпустить порядка десяти картин, сборы каждой из которых, по оценке Верещагина, могут составить не менее 500 млн рублей. Согласно его заявлению, «Голливуд своим уходом подарил нам просто сумасшедший шанс — стать принципиально другой индустрией, которая не будет сильно зависеть от иностранного контента».

Нелегальный прокат

Первая проблема, которую обозначает здесь Верещагин, — непрозрачность рынка кинопроката: «Мы не видим, сколько реально собирает пиратский контент». Вторая, по его мнению, — отсутствие контроля в части содержания таких лент: они не получают прокатное удостоверение.

Третья звучит так: «Им [кинотеатрам] выгоднее ставить „Аватар“, чем некоторые российские релизы». С таких показов кинотеатры забирают 100% сборов, в то время как с легальных российских релизов — 50%.

«Кинотеатры сейчас откровенно заявляют средним и маленьким дистрибьюторам, которые прокатывают не самые большие российские фильмы, что залов для показа их проектов нет. И дистрибьюторы вынуждены переносить свои кинокартины на более поздний срок».

Принудительное лицензирование иностранных лент

Главу кинокомпании попросили прокомментировать инициативу, разрешающую показ в кинотеатрах зарубежных фильмов без согласия правообладателей. Минэкономразвития подобные начинания не поддерживает. Минюст, напротив, выступает за. Минкульт, в свою очередь, заявляет, что прокат без согласия правообладателей противоречит международным договорам России.

Верещагин отметил: «Проблема принудительной лицензии заключается в том, что мы вступаем на территорию авторских прав. <…> Речь же не только про аудиовизуальный контент, но и про ПО, компьютерные игры и т. д.

Каким будет этот ответ, можно только гадать: отключение от зарубежных магазинов приложений, прекращение защиты нашего контента на иностранных платформах и т. д. То есть негативные последствия могут перекрыть положительный эффект от внедрения этого механизма».

По его словам, метод мог бы быть эффективным, если бы в России не было собственного кинопроизводства. «Но мы точно знаем сейчас, что замещать нам есть чем», — заявил руководитель «Централ Партнершип».

Об успехе «Чебурашки»

Побившую ряд рекордов ленту выпустила «Централ Партнершип». Верещагин сообщил: «„Чебурашка“ будет работать долго. И мы планируем, что он останется в прокате до тех пор, пока зрительский ручеек не иссякнет. Вот пока последний зритель его не посмотрит, он будет в кинотеатрах».

По словам руководителя компании, на интерес к картине повлияли узнаваемость персонажа, практика походов в кино с детьми, доступность подобных развлечений, а также сюжет и повествование фильма. «В случае с „Чебурашкой“ есть практика повторных походов», — заявил Верещагин.

Он при этом указал, что в сегменте аудитории 16–25 лет лента «недобрала»: «[Это] пока проблемный для российского кино сегмент. <…> Главным образом это поколение, выросшее на смартфонах. Они в принципе потребляют контент иным способом».

Расскажите друзьям