Наследники Фрица Грюнбаума, австрийской звезды кабаре еврейского происхождения, добиваются возврата двух принадлежавших ему произведений Эгона Шиле из Музея современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) и Художественного музея Санта-Барбары в Калифорнии. О сюжете рассказывает ArtNews.
Это еще один процесс о реституции в череде подобных. Как и в случае других собирателей искусства, столкнувшихся с преследованием со стороны нацистов в 1930-е и 1940-е, Грюнбаум лишился своего имущества (в том числе и коллекции картин, где было много Шиле) в пользу оккупационного режима. Затем он попал в концлагерь и в 1941 году погиб.
Похожую судьбу разделили, например, коллекционеры Пауль фон Мендельсон-Бартольди и Йоханна Маргарет Штерн-Липпман. Отличались лишь трагические детали.
Потомки Грюнбаума Тимоти Рейф и Давид Френкель подали иски против музеев из‑за акварели Шиле «Проститутка» 1912 года и одного из «Портретов жены художника» (1915), выполненного карандашом. В собрании MoMA находится первая, в Музее Санта-Барбары — вторая.
В судебных документах утверждается, что 81 произведение искусства из коллекции Грюнбаума перешло в собственность нацистов. Согласно иску к MoMA, «Проститутка» была зарегистрирована в каталоге одного из швейцарских аукционных домов в 1956 году — при этом дальнейшие записи о происхождении картины отсутствуют.
Рейф и Френкель обвинили нью-йоркский музей в том, что он не проявил «надлежащей осмотрительности» перед приобретением работы.
В свою очередь, иск против Музея Санта-Барбары гласит, что «Портрет жены художника» находился у неназванного американского торговца искусством с середины 1950-х по 1960-е годы, а затем был незаконно перемещен «в другое место».
Представитель институции сообщил Daily Beast, что музей знал о происхождении рисунка до того, как принял его в коллекцию в качестве подарка от частного дарителя.
Перспективы судебных процессов пока не ясны, однако в 2019-м две работы Эгона Шиле были возвращены Рейфу и Френкелю от лондонского арт-дилера Ричарда Наги после того, как суд вынес решение в их пользу. Речь идет о «Женщине в черном фартуке» (1911) и «Женщине, закрывшей лицо» (1912).