Первая версия картины Казимира Малевича «Черный супрематический квадрат» больше не будет участвовать в выставках за пределами Третьяковской галереи. Об этом рассказала гендиректор музея Зельфира Трегулова в интервью «Известиям».
По ее словам, дело не в сохранности картины ― она вполне позволяет отправить полотно в Нью-Йорк. «Но это одно из важнейших произведений мирового искусства, и больше мы его отпускать не собираемся», ― пояснила глава Третьяковки.
Сейчас в собрании музея есть два «Черных квадрата» Малевича ― первоначальный вариант 1915 года и более поздняя версия 1929-го (еще два «Квадрата» хранятся в Эрмитаже и Русском музее). В последний раз картина 1915 года покидала Третьяковку 16 лет назад для участия в выставке «Супрематизм Малевича» в нью-йоркском Музее Гуггенхайма. Более поздняя версия продолжит участвовать во внешних выставках.
Первый «Черный квадрат», по словам Трегуловой, переедет в октябре с четвертого этажа на третий — на выставку «Авангард. Список № 1», посвященную столетию Музея живописной культуры.
В 2015 году под первой версией картины нашли два более ранних цветных изображения. Тогда же ученым удалось расшифровать надпись «Битва негров в темной пещере» на полотне, которая, по их мнению, была сделана самим Малевичем.