По данным аналитиков Euromonitor International, к 2022 году российский табачный рынок сократится на 30% по сравнению с 2017 годом. Об этом пишут «Ведомости».
По прогнозам, в 2022 году будет продано 182 млрд сигарет, а выручка сократится на 11% и сигаретный рынок принесет 1,39 трлн рублей. При этом до 2018-го на рынке наблюдался рост — в 2017 году было продано 258 млрд сигарет, доход составил 1,6 трлн рублей.
Сейчас прогноз Euromonitor значительно ухудшился: в прошлом году предсказывали падение в штуках лишь до 227,4 млрд, или на 18,3% по сравнению с 2016 годом, а в деньгах обещали рост на 4,8% до 1,5 трлн рублей.
На данный момент существенный доход рынку приносит повышение цен на сигареты, так как спрос снизился и продажи падают. Как объяснил руководитель отдела исследований «Напитки и табачные изделия» Euromonitor Int Георгий Гребинский, «цены росли быстрее, чем падал рынок в штуках, что позволяло рынку расти в стоимостном выражении». Он добавил, что дальнейший рост акциза на табачные изделия не сможет компенсировать падение продаж, а сами производители сигарет вряд ли пойдут на значительное увеличение цены.
Как отмечает Euromonitor, из-за повышающихся цен на сигареты выросли и доли черного рынка и нелегальной торговли — с 0,6% до 4,6%. В приграничных с Белоруссией и Казахстаном регионах доля теневого рынка доходит до 30%. Из-за этого государство может не получить до 50 млрд рублей акцизных платежей.
Еще одной причиной сокращения сигаретного рынка стали новые табачные продукты, отмечается в отчете Euromonitor. Сейчас популярностью пользуются электронные сигареты, и курильщики активно переходят на них с обычных. Сейчас в Москве доля рынка табачных стиков (используется в устройствах по нагреванию табака) занимает около 4,4%.
Последней причиной падения сигаретного рынка Euromonitor называет популярность здорового образа жизни. По данным ВЦИОМа, за последние четыре года почти в 1,5 раза выросла доля россиян, стремящихся бросить курить. Также почти в 3 раза выросла доля россиян, занимающихся спортом: с 12% опрошенных в 2016 году до 31% в 2017 году.