В конце марта Бруклинский музей назначил нового куратора в отдел африканского искусства. Должность досталась белой женщине, Кирстен Виндмеллер-Луне, — одному из крупнейших специалистов в области искусства Африки. Активисты общественного движения Decolonize This Day, которое борется за права коренных народов и чернокожего населения США, а также свободную Палестину и деджентрификацию, не согласились с решением руководства музея и в открытом письме потребовали в будущем изменить подход к найму сотрудников. Об этой истории рассказало издание Art News.
В открытом письме активисты Decolonize This Day отметили, что не знают всех причин, которые привели к назначению Виндмеллер-Луны на пост куратора африканского отдела. «Независимо от того, как это решение было принято, в наши дни назначение выглядит не очень хорошо. Особенно для музея, который всегда гордился выстроенными отношениями с различными общинами Бруклина», — говорится в письме.
Авторы письма предложили свой вариант решения проблемы. Во-первых, от руководства музея попросили назвать причину назначения белой женщины на должность куратора отдела африканского искусства. Во-вторых, активисты призвали Бруклинский музей принять участие в создании «Комиссии по деколонизации», инициатором которого выступил Американский музей естественной истории, для освещения истории колонизации и белого превосходства на американских выставочных площадках.
«Этот шаг послужил бы важным сообщением для всех жителей Бруклина и других искусствоведческих учреждений страны о желании Бруклинского музея устранить сохранившееся и по сей день наследие угнетений, особенно когда речь заходит о статусе африканских культуры и искусства. Это решение могло бы стать первым шагом на пути восстановления доверия между музеем и обществом, которому он подотчетен», — резюмируют активисты.
Назначение Виндмеллер-Луны на пост куратора Бруклинского музея вызвало неоднозначную реакцию не только в Decolonize This Day, но и у других представителей американского общества. Писательница Тежу Адиса-Фаррар опубликовала колонку в The Guardian под заголовком «Почему белые кураторы все еще работают с африканскими коллекциями?». А журналист Business Insider Эммануэль Окбаджи сравнил эту новость с эпизодом из фильма «Черная пантера», в котором Киллмонгер разгромил выставку с предметами африканского искусства в Британском музее.
Нашлись и те, кто встал на сторону музея и Виндмеллер-Луны. Например Стивен Нельсон, профессор отделения африканской и афроамериканской истории искусства Калифорнийского университета. «Волна возмущения, поднявшаяся вокруг Бруклинского музея, вызвана заблуждениями в обществе, согласно которому экспертами в области африканского искусства сплошь являются люди соответствующего цвета кожи. На деле в США изучением этой области занимаются как раз белые женщины. Я один из немногих афроамериканцев, специализирующихся на истории африканского искусства», — объяснил Нельсон. Он также отметил, что Виндмеллер-Луна точно заслуживает занять пост куратора африканского отдела в музее.
Представители Бруклинского музея также ответили на общественную критику. В официальном заявлении учреждения сказано, что руководство музея всегда руководствуется принципами равенства при принятии любых решений, в том числе и назначения нового куратора отдела африканского искусства.