Ваканда будет свободной: Зельвенский о «Черной Пантере»

22 февраля 2018 в 18:47
Фотография: WDSSPR
Станислав Зельвенский — о новом марвеловском фильме, снятом в жанре афрофутуризма.

В Восточной Африке есть маленькое государство Ваканда: оно изолировано — и все думают, что оно очень бедное, а на самом деле это самая передовая страна на свете. Когда-то туда упал метеорит с металлом вибраниумом — и местные жители с его помощью смастерили высокотехнологичный транспорт, отличное оружие и качественную стильную одежду. Когда король Ваканды погибает (см. «Первый мститель: Противостояние»), престол занимает его сын ТʼЧалла (Чедвик Боузман), он же Черная Пантера. Тем временем в Лондоне торговец оружием Улисс Кло (Энди Серкис), когда-то укравший из Ваканды партию вибраниума, а потом оставшийся без руки (см. «Мстители: Эра Альтрона»), что-то затевает с опасным молодым мужчиной по прозвищу Киллмонгер (Майкл Б.Джордан).

Что именно они затевают — не секрет, но вопросы остаются. По крайней мере, зачем Киллмонгер участвует во всех этих сложных историях с Кло, а не делает сразу же то, что собирался. Также в фильме фигурирует некий артефакт — справедливости ради, не очень ценный, — о котором в середине фильма все вдруг навсегда забывают (он, кажется, упал под стол или что-то в этом роде). Но ладно, это «Марвел»: если отобрать у них древние артефакты и никуда не ведущие сюжетные линии, будут слезы.

Русский трейлер «Черной Пантеры»

Конечно, это не вполне рядовой марвеловский фильм. Почти все герои — за исключением Кло и цэрэушника Росса, которого с фирменным неброским шармом играет Мартин Фриман, — чернокожие, почти все действие происходит в Африке. И пусть эта Африка имеет не больше отношения к реальности, чем Асгард или остров амазонок, ставки здесь куда выше. Ваканда — это такой черный Иерусалим, земля обетованная, африканская мечта. Ее не коснулись беды этого мира, в первую очередь, беды других африканцев. Насколько вакандийская самоизоляция морально оправдана — дискуссионный вопрос, который и занимает героев, но в любом случае это утопия, какую широкий зритель видит, мягко говоря, не каждый день (уже есть специальный термин — афрофутуризм). И это, несомненно, очень свежо и любопытно.

Несмотря на то что конфликт в «Пантере» — не межрасовый, а внутренний, между одними вакандийцами и другими, в самую первую очередь это фильм о солидарности — черной солидарности. Это прослеживается на уровне сюжетных линий: герои могут спорить, могут биться на смерть, но в конечном итоге всегда поймут друг друга. И на более общем уровне: это картина — первая картина такого масштаба, бюджета, охвата, — полностью сделанная как бы внутри черной культуры, причем даже больше африканской, чем афроамериканской. Музыка, наряды, ритуалы, украшения и так далее. Да, это китч, красочная фантазия голливудских дизайнеров: Ваканда выглядит как «Пятый элемент» пополам с этнографическим музеем. Ну и что, зато здесь по крайней мере видна идея. «Тору», возможно, не помешало бы немного скандинавского минимализма.

Окленд, Калифорния, где происходят пролог и эпилог фильма, не только родной город режиссера Райана Куглера (автора отличного «Крида»), но и место, где в 1960-е родилась радикальная партия «Черные пантеры». Их название и название комикса, появившегося тогда же, — это вроде бы совпадение, но какие уж тут могут быть совпадения. Речь всегда шла и в обозримом будущем будет идти только об одном: о чудовищной исторической несправедливости, которой когда-то подвергся целый континент, и о том, как жить с ее последствиями сегодня. ТʼЧалла может смотреть на идеи панафриканизма или расовой борьбы одним образом, а Киллмонгер — другим, но сама постановка вопроса для 200-миллионного блокбастера звучит почти революционно.

И Боузман, и Джордан — очень харизматичные актеры, тем не менее, это история не про индивидуальности, не про эго, как «Железный человек», или «Халк», или «Человек-паук», а про общество. Характерно, что Черная Пантера — это скорее титул, чем имя конкретного супергероя, звание, к которому прилагаются крутой костюм и дополнительные силы. У папа-Пантеры может быть сын-Пантера (или дочь-Пантера), можно временно перестать быть Пантерой (ТʼЧалла это пару раз проделывает, чтобы честно подраться), могут быть две Пантеры. Если кто-то из «Марвела» читает эти строки: хорошо бы в одной из следующих серий Черной Пантерой хотя бы ненадолго стал персонаж Исаака Де Банколе  — по итогам фильма осталось впечатление, что мы все должны этому замечательному актеру.

Во многих аспектах это все равно обычное супергеройское кино. С мелко порубленным, не очень интересным экшеном (поразительным образом это стало нормой в «Мстителях» и вокруг). С довольно идиотскими диалогами («Как можно было убить родного брата?» — «Никто не совершенен»). С барским кастингом: скажем, Форест Уитакер с раскрашенным лицом менее печально, чем Де Банколе, но механически отрабатывает чек. При всем феминистском пафосе у бывшей и, очевидно, будущей возлюбленной ТʼЧаллы в исполнении Лупиты Нионго нет ни отличительных черт, ни поступков: это главная женская роль, но убери ее из фильма — ничто бы не изменилось и никто бы не заметил. Особенно это бросается в глаза на контрасте с чудесной сестрой главного героя (ее играет молодая англичанка Летиция Райт), которая при нем, как Кью при Бонде, но выполняет и куда более важные функции, привнося юмор и человечность и в фильм, и в правящую верхушку Ваканды, — давая спасительную иллюзию, что это не просто моноэтническая диктатура с природными ресурсами.