Лаборатория анализа и интерпретации сигналов Инженерной школы Витерби при Университете Южной Калифорнии проанализировала около 1000 голливудских сценариев на предмет расового, гендерного и возрастного неравенства. Итоги исследования опубликованы на сайте учебного заведения.
В команду вошли пятеро ведущих специалистов лаборатории, которые с помощью разработанной ими системы MICA проанализировали более 53 тысяч диалогов у 7 тысяч персонажей. Базой для исследования стали порталы со сценариями: The Daily Script и The Internet Movie Script Database (IMSDb).
Итоги исследования ученых были неутешительны с точки зрения гендерного равенства. Общее количество реплик героев-мужчин почти в 2,5 раза превысило их же число у женщин: 37 тысяч против 15 тысяч диалогов. В исследованных сценариях женщинам достались 2 тысячи ролей, мужчинам — 4,9 тысячи.
Работу в Голливуде также чаще получают мужчины. Сценаристами тысячи изученных сценариев в семь раз чаще становились мужчины, в случае с режиссерами количественное неравенство увеличилось до 12-кратного. Среди продюсеров женщин в три раза меньше, чем представителей противоположного пола. Исключением из сложившегося правила стала должность директора по кастингу: ее в два раза чаще занимали женщины. Однако исследователи отмечают, что это никак не помогло женщинам получить больше ролей в голливудских фильмах.
Изучив содержание диалогов у представителей разных рас, ученые пришли к выводу, что темнокожие персонажи чаще других сквернословят, латиноамериканцы — говорят о сексе, а более возрастные персонажи уделяют много внимания вопросам религии. Диалоги персонажей-женщин в основном носят позитивный характер, а их рассуждения связаны с семейными ценностями. Исследователи упрекнули сценаристов в укреплении сложившихся стереотипов.
«Сценаристы осознанно или подсознательно соглашаются с принятыми гендерными нормами, которые воплощаются в выборе реплик. В идеальном мире пол — это вспомогательный фактор, он не должен определять то, как должен быть представлен герой и что он должен говорить», — заявил один из исследователей Анил Рамакришна.
Еще одним печальным итогом работы стал вывод, согласно которому женские персонажи менее важны для сюжета, чем мужские. Ученые смоделировали сеть отношений в сценариях и нарочно «выкидывали» из них героинь. Такой шаг, однако, почти никак не влиял на целостность ленты. Исключение нашлось и тут: удаление персонажа-женщины особо заметно в ужастиках, где им чаще всего достаются роли жертв.