Музей истории ГУЛАГа отказал в проведении фотовыставки «Запрет на образ», один из блоков которой был посвящен истории фотографа-любителя, осужденного за шпионаж за фотографирование улиц блокадного Ленинграда. Об этом на своей странице в фейсбуке рассказал фотограф Максим Шер, планировавший организацию выставки.
Фотограф-любитель Александр Никитин был осужден за шпионаж в 1942 году при фотографировании улиц блокадного Ленинграда. После этого он был отправлен в соликамский лагерь, где и скончался в том же году в возрасте 35 лет.
Шер подробно рассказал, что отправил заявку на проведение фотовыставки в музее в феврале 2017 года. Спустя четыре месяца, в течение которых от представителей культурного пространства не последовало никакого ответа, фотограф сам дозвонился в Музей истории ГУЛАГа и узнал, что его проект уже давно отвергнут научно-методическим отделом музея. В неофициальном разговоре ему объяснили, что арест и отправка в ГУЛАГ по законам военного времени не относятся к теме музея.
«Короче, «значит, было за что». Репрессии военного времени все заведомо обоснованные, говорить не о чем», — написал Шер по итогам ответа из музея.
После запрета на проведение выставки, посвященной репрессиям во время блокады Ленинграда, Шер обратил внимание, что в стенах Музея истории ГУЛАГа успешно проводился перформанс Росселлы Бискотти «Судебный процесс» о репрессиях против коммунистов в Италии в 1970-е годы.
«Они, значит, больше связаны с темой политико-идеологического террора и репрессий ГУЛАГа, чем репрессии во время блокады Ленинграда?» — задается вопросом Шер.
Заместитель директора по развитию Музея истории ГУЛАГа Анна Стадинчук после публикации Шера в фейсбуке привела официальный комментарий руководства музея. Помимо извинений за задержку с обработкой заявки она признала, что «тема блокады Ленинграда действительно менее других из советской истории связана с темой политико-идеологического террора и репрессий, которым посвящен Музей истории ГУЛАГа».
«Осажденный город жил по законам военного времени, согласно которым предусматривалось существенное ограничение некоторых прав и свобод граждан, не только запрет на фотографирование улиц в неизвестных целях», — заявила Стадинчук.