Сербы начали возводить баррикады на трассах на севере Косово из‑за задержания косовоалбанскими властями бывшего полицейского МВД самопровозглашенной республики Деяна Пантича. Об этом сообщает местное агентство «Вечерние новости».
Пантич, который подал в отставку в ноябре вместе с другими сербскими полицейскими из отделений МВД на севере региона, был задержан 10 декабря на контрольно-пропускном пункте «Ярине». Он пытался въехать в центральную Сербию, но правоохранители остановили его по подозрению в терроризме.
По данным «Вечерних новостей», больше всего граждан собирается на въезде и выезде из поселка Лепосавич. Несколько сотен человек собрались в месте Рударе близ Звечана, рядом с крестом, как и в Србоваце рядом. Протестующие установили палатки, чтобы дежурить на баррикадах.
В северной части города Косовска-Митровица звучат сирены воздушной тревоги. Косовская полиция заблокировала въезд из центральной Сербии на север края через КПП «Ярине» — там не пропускают ни автомобили, ни пешеходов.
Директор Канцелярии по Косово и Метохии при правительстве Сербии Петар Петкович считает, что задержание Пантича — это месть премьер-министра Косово Альбина Курти.
«Речь идет о жестокой мести и запугивании со стороны Альбина Курти, который решил начать гонения на сербов-полицейских, которым без оснований и доказательств пытается вменить нечто, с чем они никак не связаны, чтобы запугать всех сербов, которые не хотят терпеть его террор и нарушение соглашений», — цитирует Петковича РИА «Новости».
Курти, в свою очередь, призвал контингент НАТО KFOR убрать с дорог на севере края баррикады косовских сербов. В случае отказа со стороны командования альянса он пообещал провести операцию с участием местных силовиков. Президент Сербии Александр Вучич из‑за угрозы применения силы созвал Совет безопасности.
Вучич заявил, что Белград продолжит борьбу по вопросу Косово и Метохии всеми правовыми средствами, а также призвал Приштину сформировать Сообщество сербских общин (ССО) в соответствии с Брюссельским соглашением 2013 года. По его словам, сейчас косовоалбанские власти в Приштине не соблюдают ни одного соглашения и действуют по принципу «нам можно все, что и сколько захотим».
Александр Вучич также признался, что 11 декабря стало для него самым тяжелым днем на президентском посту из‑за напряженности в Косово. В эфире Радио и телевидения Сербии он сказал: «Сегодня — для меня, во всяком случае, — самый тяжелый день с тех пор, как я президент Республики Сербии или глава правительства Сербии, и, вероятно, предстоит самая тяжелая ночь. Вы увидели другую атмосферу и здесь, в здании [резиденции президента]».