В Нидерландах арестовали наркобарона Цзэ Чжэлопа, которого называют азиатским Эль Чапо. Об этом сообщило информагентство Reuters.
Предполагаемого главу синдиката «Сэм Гор» задержали 24 января в аэропорту Амстердама. Интерпол разыскивал Цзэ Чжэлопа по всему миру с 2019 года. Теперь арестованного экстрадируют в Австралию, где его подозревают как минимум в 13 крупных поставках наркотиков.
Официальные обвинения Цзэ Чжэлопу пока не были предъявлены. Однако, по сведениям Управления ООН по наркотикам и преступности, его картель зарабатывает на торговле запрещенными веществами ежегодно от 8 до 17 млрд долларов.
«Сэм Гор» — крупнейший синдикат в Азии, считают в правоохранительных органах, а сам Цзэ Чжэлоп, вероятно, — фигура уровня Хоакина Гусмана (Эль Чапо) и Пабло Эскобара. Правда, в отличие от латиноамериканских преступников, китайский наркобарон избегал публичности.
Тем не менее в 2019 году журналистам Reuters удалось составить примерную биографию Цзэ Чжэлопа. По их информации, он родился в Южном Китае в 1953 году и занялся преступностью, ее будучи подростком, сначала в провинции Гуандун, а затем в Гонконге.
В 1988 году Цзэ Чжэлоп эмигрировал в Канаду и получил гражданство этой страны. Там он занялся контрабандой героина из Таиланда, Мьянмы и Лаоса в Северную Америку. Десять лет спустя он впервые предстал перед судом Нью-Йорка из‑за торговли наркотиками.
Преступника осудили на девять лет и освободили досрочно в 2006 году. После этого Цзэ Чжэлоп вернулся в Азию и построил свой наркобизнес, наладив поставки метамфетамина, экстази и героина в Австралию, Японию и страны Юго-Восточной Азии.
Цзэ Чжэлоп внедрил новаторскую практику гарантированных поставок: если партию наркотиков изымала полиция, картель бесплатно высылала клиенту новую или возвращала деньги. Схема принесла синдикату успех среди покупателей, однако привела к тому, что полиции удалось выследить его главу.
В 2016 году правоохранители обнаружили, что Цзэ Чжэлоп ответственен почти за всю наркоторговлю в Австралии. Он объединил конкурирующие преступные группировки по всей Азии и взял под контроль едва ли не весь бизнес в Азиатско-Тихоокеанском регионе.