Сотрудники Высшей школы экономики (ВШЭ) определили сложность русского языка, который власти используют для формулировки законов. Оказалось, что с каждым годом они становятся все менее доступны для понимания, пишет «Коммерсант».
По расчетам специалистов, язык современных законов в среднем в десять раз сложнее литературного русского языка. При этом за последние 30 лет они стали гораздо более многословными: в среднем в 2,5 раза длиннее, чем в 1991 году, причем отдельные статьи — в 3 раза длиннее.
При этом в текстах законов практически не используются сокращения громоздких понятий (их размер может достигать восьми слов), почти нет таблиц и даже математические формулы описаны словами.
Важный параметр при определении сложности языка — количество глаголов. И в российских законах по итогам прошлого года глаголы составляют всего 3,8% от общего числа слов. Таким образом, законы оказалось труднее для восприятия, чем, например, философский труд Иммануила Канта «Критика чистого разума».
Прошлый год оказался важным для российского законодательства, так как власти приняли несколько резонансных законов — к примеру, закон об изоляции российского сегмента интернета, законы о фейковых новостях и неуважении к власти, запрет на продажу электроники без российского программного обеспечения и многое другое. В этом году самым громким решением властей пока что является проект поправок в Конституцию России.