Работа камер наблюдения не нарушает права москвичей на частную жизнь, говорится в мотивировочной части решения, которое Савеловский суд вынес по иску Алены Поповой, требовавшей признать незаконным применение в городе технологии распознавания лиц. Об этом пишут «Ведомости».
В решении суда говорится, что система видеонаблюдения, хотя и использует технологии распознавания, не позволяет установить личность человека — для этого отсутствуют необходимые персональные данные (радужная оболочка глаз, рост, вес и прочая биометрия). По полученным изображениям личность устанавливают, когда сравнивают их с фотографиями, предоставленными полицией. Также выявленные совпадения не гарантируют абсолютное тождество (вероятность — 65%).
В связи с этим полученные с помощью системы распознавания данные не могут считаться биометрией, а следовательно, и письменного разрешения на их использование не требуется, постановил суд. Полиция же использует доступ к системе «в целях реализации служебных обязанностей».
Москвичка Алена Попова в октябре подала иск против городских властей из‑за применения технологии распознавания лиц в системе видеонаблюдения. В 2018 году ее оштрафовали за одиночный пикет около здания Госдумы, при вынесении приговора в суде использовали записи с камер наблюдения, в том числе многократно увеличенные снимки ее лица.
«У нас есть Конституция, которая запрещает вмешательство в личную жизнь, если только по этому поводу нет решения суда и человек не находится в базе преступников или подозреваемых (…) Мы не даем разрешения на то, чтобы нас распознавали на городских камерах. Мы в большинстве своем не состоим в базах преступников и подозреваемых», — заявила тогда Попова. Она отметила, что использование технологии может представлять угрозу для данных, посколько «мы не в курсе, у кого есть доступ к этим базам». В ноябре суд отклонил ее иск.
Осенью стало известно, что все камеры наблюдения в Москве (их более 160 тыс.) оснастят системой распознавания лиц.