«Pseudologia Fantastica» Foster the People и другая психоделическая анимация
Новый клип Foster the People отказывается от привычного для группы юмора в пользу эпоса об освобождении целого народа, рассказанного языком психоделической анимации. Хороший повод совершить трип по лучшим образчикам жанра, начавшегося еще с «Желтой подводной лодки» The Beatles.
Foster the People «Pseudologia Fantastica»
Реж. Марк Фостер, 2014
Видно, неслучайно Марк Фостер назвал первый сингл с последнего альбома своей группы Foster the People «Coming of Age», «совершеннолетие»: то, что они изо всех сил стремятся повзрослеть и посерьезнеть, видно даже по их клипам. Если раньше все они в том или ином виде были про юмор, то свежие видео становятся все более и более серьезными. В «Pseudologia Fantastica» Марк Фостер и вовсе решил обратиться к традициям полувековой давности и снять анимационный клип в психоделической визуальной стилистике, основы и традиции которой были заложены еще The Beatles в их эпохальном фильме «Yellow Submarine». Это история про фантастическое тоталитарное общество, зацикленное на добыче кристаллов, поддерживающее существование своего лидера — гигантского хищного волка — и его летающей армии, и про то, как эта тирания все-таки потерпела крах.
Tame Impala «Feels Like We Only Go Backwards»
Реж. Джо Пеллинг и Беки Слоун, 2012
Если уж говорить о визуальной стилистике психоделии 1960-х, столь ярко иллюстрируемой фильмом The Beatles, то практически идеально воспроизвели ее как в плане музыки, так и видеоряда австралийцы Tame Impala в клипе «Feels Like We Only Go Backwards», переливающемся нескончаемым калейдоскопом цветов, пятен, образов и символов.
Air «Sing Sang Sung»
Реж. Петра Мркиз, Франсуа Морисо, 2009
Продолжая ретроностальгию, обратимся к последнему на
настоящий момент клипу французского дуэта Air «Sing Sang Sung» о путешествии черного круга по постоянно мутирующим рисованным
ландшафтам, напоминающим то фантастическую видеоигру, то детскую телепередачу,
то анатомический атлас, а то и, местами, картину Эшера.
Birdy Nam Nam «The Parachute Ending»
Реж. Уилли Суини, 2008
Снова французы — на этот раз представители волны французского хауса 2000-х, Birdy Nam Nam, клипы которых (в отличие от музыки) забыть невозможно — как совмещающий рисованную и компьютерную анимацию с живыми съемками ролик «Goin’ In», так и более ранее видео «The Parachute Ending». Космический корабль в форме древнеегипетского саркофага, обстреливающий планету белыми кубами, прорастающими на земле статуями, и синий инопланетянин, бросающий ему вызов в стремлении защитить планету, и чудесные напитки, которые он принимает для того, чтобы изменить собственное тело и разум и суметь победить космического фараона, — такое и впрямь может прийти в голову только во время психоделического трипа.
Чад ВанГаален «Molten Light»
Реж. Чад ВанГаален, 2008
Одна из самых уникальных фигур на современной канадской фолк-сцене — бард, аниматор и иллюстратор Чад ВанГаален — не только сочиняет и поет свои песни, но и рисует на них умопомрачительные клипы, стиль которых — поражающая воображение и местами даже отталкивающая психоделическая графика, изображающая не поддающиеся законам земной физики миры, в которых, разумеется, живут очень несчастные люди. Видео «Molten Light», например, о двух братьях, укравших сердце у спящей женщины, и о том, как жестоко им отмстил ее призрак.
The Knife «We Share Our Mother’s Health»
Реж. Мотомичи Накамура, 2006
Японский художник и аниматор Мотомичи Накамура, нарисовавший для шведской группы The Knife видео на один из ключевых треков с альбома «Silent Shout», «We Share Our Mother’s Health», превратил его в упражнение в формализме. В нем есть только три цвета: красный, черный и белый, а вместо людей — жуткие геометризованные силуэты. И медицинские инструменты, выписанные во всех подробностях. Картина жуткая и гипнотизирующая.
The Japanese Popstars «Let Go»
Реж. Дэвид Уилсон, 2010
Клип электронного проекта The Japanese Popstars «Let Go» — это, как и ролик Tame Impala выше, психоделический калейдоскоп из цветов, пятен и мутирующих друг в друга образов, концентрирующихся на этот раз вокруг человеческих лиц и голов и их содержимого — как в мысленном плане, так и в самом что ни на есть физиологическом.
Блокхед «The Music Scene»
Реж. Энтони Франсиско Шепперд, 2010
Одно из самых выдающихся видео с психоделической анимацией
последних лет — это клип, снятый на инструментальный трек «The Music Scene» хип-хоп-продюсера
Блокхеда, записывающегося на лейбле Ninja Tune. В нем рассказана история о Нью-Йорке после неназванной
катастрофы, оставившей его целым, но полностью безлюдным. После нее в в городе живут
только звери — и оставшееся без зрителей телевидение, сходящее из-за этого с
ума и пытающееся найти (или создать) себе зрителей любыми средствами. То, что
происходит при этом внутри и снаружи телевизионного самосознания, иначе как
безумием не назовешь — и визуальный ряд клипа отлично передает это ощущение.
Настолько, что ролик получил целый ряд призов на кинофестивалях.