В первой половине 2019 года количество сорванных госзакупок жизненно необходимых лекарств выросло вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ― с 31,8 до 60,8 тыс. Это более четверти всех тендеров, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные аналитической компании Headway.
Большинство несостоявшихся закупок не совершилось в регионах. Причем проблемы возникали и с недорогими препаратами, такими как натрия хлорид, декстроза, преднизолон.
Чаще всего (в 55,6 тыс. случаев) тендеры срывались из‑за отсутствия заявок, еще 2800 отменили из‑за отказа размещать заказ, а 2100 не состоялись из‑за недопуска всех участников. Суммарный объем сорванных аукционов вырос на 52% — с 26 до 39,7 млрд рублей.
Главной причиной проблемы издание называет новую методику формирования максимальной цены контракта при госзакупках. Согласно ней госзаказчик должен выставить минимально возможную стоимость контракта. Это должно было выровнять закупочные цены на лекарства по всей России, но механизм оказался невыгоден производителям, и они стали массово отказываться от участия в тендерах.
В Минздраве, в свою очередь, заверили, что принимают необходимые меры для обеспечения россиян жизненно важными лекарствами. Там отметили, что разбираются с каждым сорванным тендером и ведут переговоры с производителями и поставщиками для согласования методов расчета начальной цены. Министерство считает, что закупки все чаще срываются в связи «неверным толкованием заказчиками норм законодательства в сфере закупок, в том числе лекарственных препаратов».