В эти выходные в одной из синагог в Петербурге прошла лекция историка еврейской культуры Виктора Амчиславского о творчестве рэпера Оксимирона. Журналисты издания «Собака» сходили на лекцию и сделали ее конспект, «Афиша Daily» цитирует самые интересные моменты.
О знакомстве с творчеством Оксимирона
«Впервые я услышал имена Оксимирон, Фараон и АТЛ в интервью Сергея Шнурова Юрию Дудю. АТЛ меня не зацепил, Pharaoh рассказывал о том, что он что-то делал с девушкой своего друга пять минут назад, — это очень мрачно. У Виктора Цоя, например, тоже много депрессии, но видно, что ему в этом некомфортно, и он хочет выйти, а этому рэперу и так нормально. Потом я добрался и до Оксимирона. У него было меньше резкости, категоричности, и я узнал о его еврейском происхождении, что утроило мой интерес», — говорил Амчиславский.
Почему Оксимирон не приходит к Дудю
«По его высказываниям видно, насколько это начитанный, подготовленный и анализирующий человек. Трагикомичность ситуации Дудя заключается в том, что весь его проект создавался, чтобы взять интервью у Оксимирона. Конечно, он хотел с ним поговорить, потому что он модный, интересный, с деньгами. Но Юра, когда пытался с ним договориться, сказал, что у Федорова скоро будут большие туры, и шоу поможет ему собрать залы. Это задело Мирона как человека, который тонко чувствует медийное пространство. Он знает, что произойдет завтра, что будет модно через год или два. Он всегда вовремя исчезал на несколько лет, делал паузы и появлялся, когда это было нужно. И все это на 100% работало на его имидж, образ и популярность», — рассказал историк.
Оксимирон — новый Бродский и Шагал
«У Мирона есть черта, которая присуща многим евреям творческих профессий последних 150–200 лет –– это ощущение своего пути. Марку Шагалу мама говорила, что ему никогда не стать художником и что он лучше был бы приказчиком, как папа, или торговцем, но у него было свое видение. То же самое и с Бродским: он чувствовал, что его ведет звезда. И у Федорова то же самое. Когда ему в начале 2000-х предлагали принять участие в телешоу, он понимал, что это умирающий формат, и отказался. Мы же к этому пришли только в 2017-м, когда об этом заговорили даже такие звезды экрана, как Ваня Ургант.
Наши рокеры безнадежно устарели, потому что все еще ориентируются на утратившие влияние способы трансляции творчества. Это душит их, не дает быть живыми и актуальными. Рэперы давно забили на это и продвигаются в андеграунде. Я в прошлом году почувствовал, что YouTube — это сила», — считает Виктор Амчиславский.
О баттле с Гнойным
«Баттл с Крипом — это состязание двоечника и отличника. Баттл с ST — перфекциониста с романтиком. А вот встреча с Гнойным — это столкновение провинциальной и европейской России. Слава — удивительный персонаж. Его выступление содержит в себе лозунг страны, который нам сейчас отовсюду навязывают, и часть людей его придерживается: я не хочу брать ответственность за свою жизнь, судьбу, пусть кто-то ее возьмет вместо меня, я не желаю известности. Это идет вот от чего: сколько, вы думаете, стоит жизнь в России? Моя, Славы, Мирона, ваша? Ровно ноль. И эта позиция есть в Гнойном: я гордо буду никем, а не буду прикладывать какие-то усилия. Он понимает, что для своей страны ничего не значит», — добавил он.