На самых популярных автобусных маршрутах Москвы с 1 января начали демонтировать турникеты для пропуска пассажиров в салон, подтвердили «Медузе» в столичном Департаменте транспорта.
Турникеты уже перестали работать на 72 маршрутах. Например, на тех, которые доставляют людей от метро до домов в крупных районах. Теперь пассажиры могут заходить во все двери автобуса, а не только в первую, как раньше. При этом оплатить проезд необходимо с помощью валидаторов, установленных у каждой двери.
По данным «Мосгортранса», за неполный месяц, как турникеты были демонтированы на некоторых маршрутах, количество безбилетных пассажиров на них увеличилось сразу на 12%. Бороться с «зайцами» планируют с помощью установки дополнительных валидаторов и ужесточения системы работы контролеров.
Мэр столицы Сергей Собянин с 2011 года анонсировал демонтаж турникетов из наземного общественного транспорта, однако до конца 2017 года без турникетов в Москве работали только новейшие трамваи «Витязь-М», курсирующие на 10 маршрутах, и 2000 автобусов коммерческих перевозчиков. На данный момент, с учетом 72 новых бестурникетных маршрутов более трети всего наземного общественного транспорта работает по новой системе контроля оплаты проезда. Власти уверены, что демонтаж турникетов сделает поездки более быстрыми и комфортными. По оценкам Дептранса, нововведения позволили сократить время автобуса в пути в среднем на пять минут.
Система турникетов в общественном наземном транспорте Москвы появилась в 2002 году. Ее установка обошлась столичному бюджету в 94 млн долларов. При этом властям приходилось ежегодно платить роялти владельцам патента в размере до 3% от стоимости каждой платной перевозки. За период 2008–2010 годов «Мосгортранс» заплатил за использование патента 910 млн рублей.