Критика за неделю Новые Миндадзе, Бела Тарр, Миранда Джулай, Александр Зельдович, Вендерс, режиссерский дебют Рэйфа Файнса и другие важные фильмы Берлинале
«Фильм исполнен в исключительно оригинальном, но безжалостном ключе — до такой степени, что многих зрителей этот напор, вероятно, быстро утомит. Ситуацию усложняет и непостоянство героев, которые то дерутся, то тут же обнимаются, что скорей принято в арт-кино, а не в реальности, хотя Миндадзе, наверное, мог бы и возразить, что именно так люди и ведут себя во время паники при катастрофе, да и на воскресных украинских пьянках в целом» — Screen Daily про «В субботу» Александра Миндадзе
«Грядущая четвертьвековая годовщина чернобыльской катастрофы — самое время экранизировать трагические события 26 апреля 1986 года, пусть уже и снят ряд великолепных документальных картин на эту тему. Учитывая напряжение и гуманизм первого экранного часа, «В субботу» должен был стать таким образцовым фильмом. Но не стал — сценарий самоубийственно сворачивает в тоску и уныние, на глазах уничтожая картину, которая могла бы быть серьезным претендентом на главный приз в Берлине этого года» — The Hollywood Reporter о нем же
«Даже если на дискотеке в фильме Александра Миндадзе танцуют сплошные мертвецы, этот dance macabre – настоящий гимн жизни. Парадоксальная витальность фильма бьет через край, прорезается болезненно-высокой температурой. <...> Даже эпизоды, чреватые невнятицей, вроде бесконечно долгой примерки румынских туфель в магазине или пьяного угара на свадьбе, оправданы — не содержательно, так эмоционально. Вообще такого накала сдержанной, скрытой эмоции в российском кино не было очень давно» — Антон Долин на Газете.ру о нем же
«Фильм из тех, что порождают десятки трактовок. Одна из главных — он разоблачает основы советского мифа, целиком построенного на смерти и героизме: люди привыкли ощущать радость только в ситуации испытания, и легко идут навстречу гибели. Но реакция зала прессы была кисловатой» — Юрий Гладильщиков в «Ведомостях» о нем же.
«...Авторы все-таки успели выпустить свою «Мишень», до того как из фильма про будущее она стала фильмом про прошлое. Однако основной конфликт успел потерять актуальность: герои, добившиеся высшей категории социальной тарификации и ставшие новой элитой, сегодня не воспринимаются столь безусловными победителями, как это было в середине нулевых. Кризис обнаружил себя и без фильма, который мог бы стать предчувствием, а теперь как будто вторит уже известному» — Алена Солнцева про «Мишень» Зельдовича/Сорокина
«Русский фантастический фильм «Мишень» решительно странен — не фильм, а яйцо Фаберже. Снятый по сценарию культового писателя Владимира Сорокина Александром Зельдовичем фильм в общих чертах переносит «Анну Каренину» в Россию ближайшего будущего, где заброшенные научные сооружения даруют волшебные силы, а специальные лупы в единицах показывают, сколько добра и зла в каждой отдельной персоне. К сожалению, не нужно особое зрение, чтобы разглядеть, что здесь хорошо (ряд идей, декорации и костюмы), а что — нет (режиссура и монтаж). Впрочем, если фильм умудрится выбиться за пределы России, ему, вполне вероятно, будет обеспечен культовый статус» — Variety о нем же
«Сюжет, если его можно так назвать, охватывает шесть дней из жизни героев — каждый пронумерован, но почти не отличим от предыдущего. К четвертому (дню) объектив преимущественно статичной камеры Фреда Келемена досконально изучает все, что только возможно в скромном наборе текстур — деревянный стол, грубый пол, каменные стены, поводья на лошади и очистки вареной картошки. Единственное, чего она не сообщает — так это характер самих персонажей, так что к их судьбе (какой бы она ни была) легко остаться безучастным» — The Hollywood Reporter о «Туринской лошади» Белы Тарра
«Фильм для всех, кому даже Беккетовский взгляд на проблемы людей кажется слишком легкомысленным — этот последний пункт в фильмографии Тарра бесцветен и безрадостен, насколько вообще позволяет кино. Что касается лошади — которой тут меньше, чем стоило ожидать, — то она в основном формально, безучастно присутствует где-то на фоне, как доминанта загадочного течения фильма. Служит ли она, как брессоновский осел Бальтазар, вместилищем человеческого страдания? Или же олицетворяет тотальное вселенское равнодушие к человечеству?» — Screen Daily про него же
«Ницше сказал, что Бог умер — и христианская религия кончилась. Извозчик ударил лошадь кнутом — и Ницше кончился. Лошадь стала — и кончилась прежняя жизнь ее хозяев, старика-крестьянина и его дочери. А потом кончилась жизнь как таковая — вода, еда, свет» — Антон Долин про него же
«В «Будущем» молодящаяся пара (которым на самом деле за 30), у которой буксует и карьера, и личная жизнь, решает взять из приюта больного кота, который потребует постоянной заботы. Фильм слишком поглощен собой и слишком скучен. Джулай-режиссер ходит такими окольными путями, что минуты ползут с черепашьей скоростью. Герои ноют о своей не такой уж и чудовищной жизни, пока их потенциальный приемыш изнывает от одиночества и отчаяния в своей тесной клетке, и ждет. И ждет. И ждет. И мы знаем, каково ему» — Movieline про новую Миранду Джулай
«Для тех, кто не входит в число ярых поклонников — к которым я не могу себя причислить, — это удивительно невовлекающее переживание. Движения конечно прекрасны, без сомнений, но Вендерс не делает никаких уступок — ни один из танцев, например, не поименован (в разговоре упоминается только один заголовок, «Кафе «Мюллер»), и не предпринимается ни единой попытки обозначить контекст творчества Бауш» — The Guardian про «Пину» Вендерса
«Пина» — столь выдающаяся документация искусства Бауш, что досадно, как часто Вендерс прерывается на воспоминания и откровения исполнителей, которые сообщают гораздо меньше, чем постановки сами по себе. Но это мелочная придирка к фильму, одновременно выражающему преклонение и вызывающему его» — The Daily Telegraph про нее же
«Здесь так много типичных херцоговских моментов, способных заставить преданных фанатов хихикнуть, — например, (не)преднамеренно уморительные интервью с придурковатыми учеными, или момент, где Херцог со своим неподражаемым акцентом произносит «радиоактивные мутанты крокодилы-альбиносы» — но и прочие рядовые зрители не останутся разочарованными» — Twitch о новом Херцоге
«Берлин — не тот фестиваль, чтобы делать подобные заявления (не говоря о том, что такие предсказания вообще не слишком предусмотрительны, особенно в мрачные февральские дни), но я все равно выскажусь: в следующем году Ванесса Редгрейв получит Оскаровскую номинацию за лучшую женскую роль второго плана. <...> Если бы все в фильме Файнса было столь впечатляющим, то мы бы имели Шекспировскую адаптацию на все времена» — In Contention о режиссерском дебюте Рэйфа Файнса «Кориолан»