«Ляпис Трубецкой» и другие клипы с ожившими картинами
В новом видео «Ляписа Трубецкого» Виктор Цой и Юрий Гагарин превращаются в центральных персонажей фантастических «живых картин». «Волна» исследует причины неожиданной популярности старинного театрального жанра в нынешних видеоклипах.
«Ляпис Трубецкой» «Воины света»
Реж. Алексей Терехов, 2014
С тех самых пор, как Алексей Терехов снял для «Ляписа
Трубецкого» прославившееся на весь мир видео «Капитал», белорусские
музыканты не стесняются прибегать к самым наглядным и доходчивым — если не
сказать топорным — образам в своих политизированных клипах: не зря ведь считается,
что лубок — лучшее орудие пропаганды. Вот и в новом клипе Терехова для «Ляписов»,
на песню «Воины света», наших героев, Виктора Цоя и Юрия Гагарина, без
стеснения приравнивают к таким историческим фигурам, как Жанна д'Арк и Джордано
Бруно и даже к самому Христу, с образа
которого начинается клип. Напрашиваются сравнения с иконами — но все
оказывается сложнее: перечисленные фигуры — это те самые «воины света», о
которых поется в песне, и вокруг них разворачивается вечная битва добра со злом
— которую режиссер решил аллегорически представить в виде серии «живых картин».
Неважно, кто участвует в них: архаические полуобнаженные лучники,
футуристические девы с бластерами, или современные бунтовщики с бейсбольными
битами и коктейлями Молотова — битва все равно продолжается.
Канье Уэст «Power»
Реж. Марко Брамбилла, 2010
«Живые картины» (от
французского «Tableau Vivant») — статические сцены,
разыгрываемые актерами по мотивам известных живописных полотен или
мифологических сюжетов — впервые появились как средство развлечения скучающей
публики при французском дворе еще в XVIII-м веке. Пройдя пик популярности в XIXвеке, с
появлением кинематографа они были практически позабыты — пока не пережили
второе рождение как разновидность современного
искусства. И кто, как не Канье Уэст в поисках новых средств собственного
возвеличивания, мог еще притащить их в мир музыкального видео? Пафосный ролик
был сделан как «живой портрет» рэпера, а автор — один из ключевых нынешних
мастеров жанра, Марко Брамбилла. Всего за полторы минуты в нем разворачивается эпическое
полотно, посвященное аллегорической битве за власть в рушащейся империи. В ее
центре — разумеется, Канье Уэст, охраняемый крылатым ангелом.
Киллер Майк «Untitled»
Реж. Бенджамин Дикинсон, 2012
Вслед за Канье самоутверждаться при помощи «живых портретов»
принялись и другие рэперы. Наиболее убедительно это вышло у Киллер Майка,
облекшего свой безымянный программный трек с альбома «R.A.P. Music» в серию воспроизведенных
на афроамериканский лад классических живописных полотен, иллюстрирующих
библейские сюжеты.
Кэти Перри «Unconditionally»
Реж. Брент Бонакорсо, 2013
Действие клипа на песню «Unconditionally» с прошлогоднего альбома Кэти Перри «Prism» происходит в условном XIXвеке
на балу — поэтому, как и на настоящих балах тех времен, без живых картин дело
не обошлось. Но здесь они не просто для развлечения — они смысловой центр всего
клипа, способ воспеть всесильную и всепобеждающую любовь, не знающую границ и
предрассудков.
Тига «Plush»
Реж. Alexand Liane, 2012
Самая безумная «живая видеокартина» последних лет — это клип
канадского диджея Тиги «Plush».
Если смотреть этот ролик в низком разрешении — кажется, что в течение всего
клипа вообще ничего не происходит. И только внимательный просмотр в HD покажет все.
Hold Your Horses! «70 Million»
Реж. Давид Фреймон, 2010
В завершение — как тут не вспомнить вирусный хит трехлетней
давности: ролик франко-американской рок- группы Hold Your Horses! «70 Million», в котором музыканты юмористически
переосмысляют и разыгрывают сюжеты более чем двух десятков шедевров мировой
живописи, от «Рождения Венеры» Ботичелли до «Мэрилин Монро» Энди Уорхола.