«Love Letters» Metronomy и лучшие клипы Мишеля Гондри
Вышедший на прошлой неделе клип на «Love Letters» с одноименного альбома Metronomy снял Мишель Гондри — режиссер «Науки сна» и «Вечного сияния чистого разума», а также один из главных клипмейкеров в мире. «Волна» вспоминает другие его лучшие видео: для Бьорк, The White Stripes, Бека и прочих.
2014 год
Новое видео Metronomy выглядит обманчиво непритязательной финтифлюшкой,
характерной для всего позднего Гондри. Никаких выкрутасов со спецэффектами и
хитрым монтажом здесь нет и в помине; это снятое одним дублем, без склеек,
«живое» видео, в котором группа помещена в затейливо разрисованную шестигранную
статическую декорацию. Камера непрерывно кружит вокруг нее, и благодаря
проделанным в ней окнам Metronomy предстают играющими то в студии, то на сцене,
то на экране ноутбука. Это, собственно, стиль, к которому Гондри шел всю
карьеру, — волшебство при помощи минимума спецэффектов и максимума фантазии.
Oui Oui «Ma Maison»
1990 год
Свою карьеру Гондри начал с клипов для французской рок-группы
Oui Oui, в которой сам же был
барабанщиком. Это, понятно, были довольно кустарные низкобюджетные самоделки, в которых тем не менее уже видны многие из фирменных приемов будущего
режиссера. Например, в клипе «Ma Maison»
он обрядил группу в костюмы жуков и снял сюрреалистическую историю «из жизни
насекомых», искусно сочетающую живые костюмированные съемки и кукольную стоп-моушен-анимацию.
Бьорк «Human Behaviour»
1994 год
Самодельные клипы Oui Oui в конце концов привлекли внимание
исландской певицы Бьорк, только-только начинавшей в тот момент сольную карьеру
после распада The Sugarcubes.
Сделанное Гондри для нее видео «Human Behaviour»
напоминает одновременно и высокобюджетный вариант «Ma Maison», и документальные
фильмы Дэвида Аттенборо о живой природе, и жутковатую версию «Ежика в тумане».
Клип стал прорывом как для Бьорк, так и для Гондри, на которого со всех сторон
посыпались заказы. А заодно он положил начало долгой творческой дружбе французского
режиссера и исландской артистки: в общей сложности он снял для нее целых восемь
клипов, среди которых — «Army of Me», «Isobel» и
настоящий шедевр — «Bachelorette».
Massive Attack «Protection»
1995 год
Для клипа на один из хитов героев трип-хопа Гондри выстроил
в студии целый многоквартирный дом, населенный разнообразными странными
персонажами. Их странность, впрочем, поначалу не вполне очевидна — зато когда в
доме начинает отказывать гравитация, а жильцы случайным образом перемещаются из
квартиры в квартиру сквозь стены, становится понятнее, что это клип Гондри.
Cibo Matto «Sugar Water»
1996 год
Для японского дуэта Cibo Matto Гондри сочинил и снял шизофреническую историю-палиндром о
двух живущих параллельной жизнью девушках, показанную в сплит-скрине и
рассказанную от начала к концу на одной половинке экрана, и от конца к началу — на другой. Позднее этот прием неоднократно использовали и другие клипмейкеры. А
в 2011 году к нему отчасти вернулся и сам Гондри в клипе The Living Sisters «How Are You Doing?» — только девушек, как и частей экрана, в нем было уже
три, а не две.
Foo Fighters «Everlong»
1997 год
В «Everlong»
Гондри, кажется, впервые в явном виде обращается к теме сновидений и
отрабатывает приемы, ставшие изюминкой его будущих полнометражных фильмов.
Участники группы снятся друг другу в серии все более запутанных сновидений, где
отращивают себе огромные кулаки (помните героя Берналя в «Науке сна»?) и дерутся
друг с другом. В конце концов путаница снов прорывается в исходную реальность
клипа. А затем еще раз — уже в «настоящую» реальность.
Бек «Deadweight»
1997 год
Еще один «сновиденческий» клип, на этот раз с участием
голливудских звезд Юэна МакГрегора и Камерон Диас, был снят режиссером на песню
Бека из саундтрека к фильму «Жизнь хуже обычной». Сначала в нем путаются местами
офисная жизнь и курортная. А затем, как это водится у Гондри, реальность все
сильнее и сильнее съезжает с катушек, заставляя Бека следовать за собственной
тенью и видеть на экране кинотеатра фильм про самого себя. Кстати, спустя 9 лет
Гондри и Бек сделали вместе еще один клип, «Cellphone’s Dead».
The Chemical Brothers «Let Forever Be»
1999 год
Одна из вершин «сюрреалистического» периода Гондри. Тут
используются все его фирменные фишки и наработки: выкрутасы времени и
пространства, игры со сновидениями, встречи с собственными двойниками,
гигантский реквизит — но делается это максимально легко и непринужденно, можно даже
сказать, танцуя — то есть именно так, как проводят большинство времени в клипе
двойники главной героини. Еще одно простое с виду, но сложное в исполнении
видео Гондри и The Chemical Brothers
сделали для трека «Star Guitar», в котором виды из окна
поезда подчиняются ритму песни.
The White Stripes «Fell in Love with a Girl»
2002 год
С началом нулевых Гондри всерьез занялся большим кино — именно
там оказались востребованы его сюрреалистические эскапады. В клипмейкерстве же
он тем временем принялся за эксперименты с самой средой, материей «клиповой»
реальности. Например, клип «Walkie Talkie Man» для Steriogram буквально связан из шерстяной пряжи, как какой-нибудь свитер.
А, возможно, самое знаменитое видео французского режиссера, собравший множество
наград ролик «Fell in Love with a Girl»
для The White Stripes — это без малого двухминутное упражнение в искусстве сборки
конструктора Lego.
Кайли Миноуг «Come into My World»
2002 год
Еще одна вершина для Гондри, одновременно своеобразный итог
и доведение до абсурда кочующей у него из клипа в клип темы раздвоения
реальности. Кайли Миног, напевая незамысловатую песенку, прогуливается по
обычному парижскому перекрестку, становясь свидетельницей разнообразных бытовых
сценок. Вот только с каждым новым кругом уже произошедшее на перекрестке не
только никуда не девается, но и происходит вновь — с каждым разом множась в
количестве. А также множится и сама Кайли, которой к концу клипа в кадре становится
аж пять штук.
Mia Doi Todd «Open Your Heart»
2010 год
В последние годы Гондри, увлекшись большим кино, в основном
оставил клипмейкерство, а в редких появлениях в прежнем амплуа изощренным играм с реальностью предпочитает яркие, но простые истории.
Характерный пример позднего Гондри — клип «Open Your Heart», снятый им для малоизвестной поп-джазовой певицы Mia Doi Todd. В нем есть множество
одетых в красочные футболки людей, расцвечивающих своими движениями и танцами
не сны и не выдуманные миры, как в прежних клипах французского режиссера, — а
нашу самую обычную, повседневную действительность.
P.S. А еще за кадром остались клипы, снятые Мишелем Гондри для The Rolling Stones, Пола Маккартни, Daft Punk, Нене Черри, Radiohead, Канье Уэста и пары десятков других артистов. Подробно их можно изучить на двух частях DVD-сборника клипов режиссера.