65daysofstatic, «Странные игры», «Depressivefest», Lost Lander и другие
Каждую неделю «Волна» выбирает ближайшие концерты и вечеринки, которые не стоит пропускать. На этот раз — сразу два цыганских оркестра, воссоединение легенды советского ска, громкое открытие сезона в «Арме», любимые в России шеффилдцы с новым альбомом и многие другие.
Ива Биттова и Хамид Дрейк в «Доме»
Союз чешской авангардистки и американского фри-джазового ударника
Уроженка Моравии, актриса, скрипачка и обладательница уникальных вокальных данных, Биттова уже много лет творит мало на что похожий авант-фолк, замешанный равно на этнике, академическом авангарде и экспериментальном роке; характерно, что записывалась и делила сцену она и с ансамблем Bang on a Can, и с ветеранами авант-прога Фредом Фритом и Крисом Катлером, и с джазовым барабанщиком Хамидом Дрейком. С последним, крайне важным для современного импровизационного джаза музыкантом, также вовлеченным во множество любопытных проектов по скрещиванию самой разной музыки, Биттова и навестит «Дом» на сей раз.
- где «Дом»
- когда 28 января, 20.00
Lost Lander
Жизнеутверждающий американский инди-поп
Группа Lost Lander — своеобразный осколок коллектива Ramona Falls, навещавшего Москву в прошлом году. Его придумал сессионный гитарист RF, лесничий по профессии, Мэтт Шихи, а с продюсированием единственного на данный момент альбома помог фронтмен Ramona Falls и бывший участник Menomena Брент Кнопф. Музыка Lost Lander от вышеупомянутых групп отличается не то чтобы сильно: это тот же незатейливый певучий инди-рок с примесью электроники, в котором прослеживается американская фолк-традиция.
Так Lost Lander исполняли песню «Cold Feet» в Портленде в этом году
- где «16 тонн»
- когда 30 января, 20.00
«Четверги Санчеса»: Skinnerbox
Веселый и сумасбродный берлинский техно-дуэт
Десять лет назад берлинцы Ифта Габбай и Олаф Хильгенфельд брали старые синтезаторы, гитарные примочки и даже кастрюли и шли играть в ближайший парк. Теперь они резиденты Bar 25 и лейбла Bpitch Control, снимают клипы и много гастролируют. Поделом: дуэт делает разношерстное, неуемное и веселящее техно с влияниями в диапазоне от свинга до эйсид-хауса; кабареточное техно с присвистом давно не новость, особенно в Берлине, но Skinnerbox славны тем, что им не изменяет вкус.
- где «Пропаганда»
- когда 30 января, 23.55
«Битва балканских бендов»: Fanfare Ciocărlia и Mahala Raï Banda
Крайне заводной цыганский оркестр и еще один крайне заводной цыганский оркестр
После очередных визитов в столицу Бреговича и Кустурицы в Дом музыки возвращается румынский коллектив, который мелодии Бреговича регулярно исполняет. Впрочем, проще сказать, что FC еще не интерпретировали — в дело у них идут и джазовые стандарты, и саундтрек к Бонду, и байкерский гимн «Born to Be Wild». Кавер-версиями дело не ограничивается — у оркестра много собственных песен, которые эти упитанные и усатые мужчины играют с такой страстью и воодушевлением, что усидеть в чинном филармоническом зале будет нелегко. Тем более что состязаться они будут с многосоставным оркестром из цыганских пригородов Бухареста Mahala Raï Banda — спустя год группы вновь выйдут на ту же сцену одновременно и будут выяснять, кто из них играет задорнее и слаженнее.
- где Дом музыки
- когда 31 января, 19.00
Возрожденные «Странные игры» в Manifest
Легендарная советская нью-вейв-группа с первым за много лет московским концертом
Группа-первопроходец ска на здешней почве, выпустившая всего два альбома, но навсегда угодившая в золотой канон русского рока, после нескольких ярких лет распалась на «Игры» и «АВИА» (последние тоже теперь периодически собираются для концертов), но раз в несколько лет возрождалась на сцене — всякий раз так, что мало никому не казалось: никакой ностальгии, только веселье и несущийся на всех парах гибрид новой волны и ска, аналогов которому здесь не было и нет. В Москве «Странные игры» не выступали страшно долго, и вот близкий к оригинальному состав (умершего Григория Сологуба заменяет его племянник, а за барабаны отвечает Игорь Черидник, игравший с группой еще в девяностые) наконец наведается сюда — причем в совсем небольшой клуб, так что о билетах стоит позаботиться заранее.
«Странные игры» в прошлом году сыграли на фестивале во Владивостоке
- где Manifest
- когда 31 января, 20.00
«Discipline»: Эмиль Странз
EBM-вечеринка для модной публики
Обычно вечеринки «Discipline», кочующие по культурным московским подвалам, выглядят так: в тесном помещении люди, одетые во все черное (дресс-код на «Discipline» строжайше велят соблюдать), танцуют под мрачную и милитаристскую электронику середины-конца 1980-х — впрочем, звучат и современные последователи. Особенно почитают пионеров EBM и нью-бита. Артисты из-за границы тут не главное, но случаются и они — вот и на сей раз дисциплинировать паству приедет молодой британец Эмиль Странз, производящий нью-бит и электродиско старой школы, мода на которые не утихает, а только набирает обороты, и выпускающий пластинки на любопытных лейблах Porn Wax и Vivod. Приедет с комплектом синтезаторов и драм-машин, как того и требует заявленная эстетика.
- где «Культ»
- когда 31 января, 23.00
«Robinsons Depositories»: Алекс Кoултон, Hodge
Свежая кровь британского техно
Два молодых продюсера из Манчестера (Алекс Коултон) и Бристоля (Hodge) стартовали уже после большого взрыва, коим стал захват дабстепом и его производных всех клубов страны, но играют они ровно на том же поле. Формально их музыка — это даб-техно и хаус, но корни у них подчеркнуто английские, и присущий новой британской электронике недобрый городской гул и тревожный пульс хорошо слышен в музыке Коултона и Ходжа. Очередное совместное заявление резиденции «Robinsons Depositories» и техно-клуба Monasterio, намеренных возить из Соединенного Королевства самых передовых людей.
- где Monasterio
- когда 31 января, 23.59
«Warehouse»: Маркус Сукут
Строгое, но нескучное техно
Житель Дюссельдорфа Маркус Сукут пишет предельно минималистичное пепельно-землистое техно, не лишенное, однако, подкупающей меланхоличности, — что выдает немалое мастерство, учитывая полное отсутствие в его сочинениях мелодий. В своих выступлениях музыкант, однако, обычно разнообразит палитру, от скупого лабораторного звука переходя к агрессивному индустриальному напору. Техничность, мастерство и вкус немца придутся ко двору тем, кто не любит отвлекаться на танцполе, — музыка Сукута вполне способствует глубокому погружению в ночной морок.
- где «Пропаганда»
- когда 31 января, 23.55
65daysofstatic
Построк, брейккор и IDM в одном флаконе
Среди влиятельных построк-групп именно у англичан 65daysofstatic особенно тепло сложились отношения с русской публикой — в Москву они едут сильно не в первый раз. В сентябре прошлого года у 65dos вышел свежий альбом «Wild Light», где они продолжили эксперименты с глитчем и IDM, начатые на последних записях; его британцы и собираются презентовать. Живьем, однако, под группу мирно потанцевать едва ли удастся: играют они жирно, напористо и где-то даже агрессивно — и в зале на их выступлениях бывает небезопасно. На разогреве — первопроходцы российского построка Silence Kit.
Возможно, первой песне в сетлисте концерта 65daysofstatic будет хит «Retreat! Retreat!»
- где «Главклуб»
- когда 1 февраля, 20.00
«Depressivefest: Act III»: Uncle Acid and The Deadbeats, The Machine, Purson
Три достойные психоделические рок-формации
«Depressivefest» в этом году не то чтобы оправдывает свое название (то ли дело в прошлые два года), но музыкантов приглашает по-прежнему любопытных. На третьем по счету фестивале сыграют две британские группы, Uncle Acid and The Deadbeats и Purson, и одна голландская — The Machine. Все три в какой-то мере воскрешают старый психоделический рок: Uncle Acid, главные звезды фестиваля, звучат так, как если бы Tame Impala вдохновлялись не The Beatles, а Black Sabbath (результат меж тем выходит не то чтобы сильно менее хитовый, чем у австралийцев, но более суровый и нарочито сырой), Purson могут похвастаться ведьмаческим дымным протодумом с богатым инструментарием и эффектной вокалисткой, а The Machine уверенно играют на поле инструментальных джем-бендов, уставившихся в пол, хотя слушать их пространные сюиты с гитарными соло подчас скучновато — но то дома, а на сцене все может выглядеть совсем иначе.
- где Volta Club
- когда 1 февраля, 18.00
«LOG»: Стив О’Салливан, Пэррис Митчелл, Джон Темплтон и другие
Громкое — как и всегда — открытие сезона в главном клубе столицы
«Арма» после месячного отпуска возвращается на ночную карту Москвы; как обычно, с впечатляющим набором имен. Главная интрига ночи — вернувшийся в прошлом году после долгого затишья британец Стив О’Салливан, один из первопроходцев даб- и минимал-техно, сделавший для этой музыки не сильно меньше культового дуэта Basic Channel, которым поначалу вдохновлялся; вместе с продюсером вернулся ведомый им лейбл Mosaic, но сам Стив сейчас предпочитает издаваться на берлинском Sushitech. Другому недавно возродившемуся и без преувеличения эпохальному лейблу Dance Mania будет отдано на откуп пространство Bar 17 — здесь выступят заокеанские классики хауса Джаммин Джералд и Пэррис Митчелл, а также киевлянин DJ Noizar, с успехом переиздавший неустаревающий трек Митчелла «All Night Long» на своем лейбле Wicked Bass. Также в программе ночи полюбившийся москвичам французский хаус-дуэт Hold Youth, переключившийся с чиптюна на техно немец 0x7f и многие другие.
- где Arma 17
- когда 1 февраля, 23.59