Второй Западный окружной военный суд огласил приговор для режиссерки Жени Беркович и сценаристки Светланы Петрийчук по делу об оправдании терроризма. Об этом рассказали их адвокаты в своем телеграм-канале.
Беркович и Петрийчук приговорили к шести годам колонии общего режима по части второй статьи 205.2 УК. Судья Юрий Массин постановил зачесть время их содержания под стражей (с 4 мая 2023 года) из расчета один день к одному.
Такой же срок для режиссерки и сценаристки запрашивало обвинение. Также им запретили администрировать страницы в интернете три года.
«Можно быть известным справедливостью, а можно заслужить известность разрушением чего‑то. Так вот, это решение, конечно, мы будем обжаловать, хотя на это надежды мало. Но я хочу, чтобы вы знали, что эти девушки абсолютно невиновны. Абсолютно невиновны.
Я считаю, что те люди, которые причастны к этому решению, они будут с этим жить. И, возможно, когда‑нибудь справедливость восторжествует. Джордана Бруно семь лет уговаривали признаться, и только после семи лет его сожгли. Так вот, сегодня на заседании Светлана сказала, что она тоже не откажется от своей веры и никаким образом не будет признаваться в том, чего она не совершала. То же самое сказала Евгения», — сказала адвокат Ксения Карпинская.
Петрийчук и Беркович обвиняют в оправдании терроризма за спектакль «Финист Ясный Сокол», получивший две «Золотые маски». С мая 2023 года девушки находятся в СИЗО, суд регулярно продлевает им арест в качестве меры пресечения. В апреле 2024-го Женю Беркович и Светлану Петрийчук включили в список террористов.
Уголовное дело на театральных деятельниц завели на основании «деструктологической» экспертизы, которую проводил религиовед Роман Силантьев вместе с главой Центра лингвистической экспертизы МГЛУ Галиной Хизриевой. Силантьев в этом вузе заведует кафедрой деструктологии — дисциплины, созданной им самим и считающейся рядом экспертов лженаучной.
Экспертиза Силантьева выявила в «Финисте Ясном Соколе» признаки следующих «деструктивных идеологий»: ИГИЛ*, субкультуры русских жен-неофиток террористов, а также «идеологии радикального феминизма и борьбы с андроцентричным общественным укладом России».
Позже была проведена еще одна экспертиза по делу. Ее авторка — сотрудница ФСБ Светлана Мочалова — тоже пришла к выводу, что постановка Беркович и Петрийчук оправдывает терроризм. По мнению Мочаловой, обвиняемые специально сформировали в пьесе «романтический образ террориста», чтобы сделать его «интересным и привлекательным для девушек и женщин».
Сотрудница ФСБ упрекнула Беркович и Петрийчук в дискриминации мужчин и добавила, что фигурирующий в пьесе шариатский брак «подразумевает различные формы полиамории», «практически гарантирует невозможность возвращения женщины в русло традиционной семейной жизни». Экспертка утверждает, что само произведение может сформировать «желание или побуждение к осуществлению противоправной (террористической) деятельности».
Спектакль «Финист Ясный Сокол» посвящен девушкам, которые решили выйти замуж за представителей радикального ислама и уехать к ним в Сирию. В основу постановки легли реальные приговоры и допросы женщин.
* ИГИЛ признан в России террористической организацией, его деятельность в стране запрещена.