События недели
Биография Ива Сен-Лорана в кино, Sheffield Doc/Fest в ЦДК и Manowar в «России»
На этой неделе в Москве: Джи Ви Сок в «Доме» и Manowar в ГЦКЗ «Россия», «Пламя Парижа» и «Рехниц. Ангел смерти» на «Золотой маске», лекция Юрия Григоряна в Москомархитектуре и рассказ о советских санаториях в Еврейском музее, а также мультфильм о попугаях и биография Ива Сен-Лорана в кино.
Понедельник, 17 марта
Джи Ви Сок в «Доме»
Москва уже не раз видела концерты удивительной голландской арт-панк-группы The Ex, но состав с оригинальным вокалистом и основателем группы Джи Ви Соком здесь играл аж в 1990 году (хотя покинул Сок The Ex лишь в 2008-м). Последние годы Сок вплотную занимается своим новым проектом Cannibales & Vahinés, и всегдашняя любовь участников The Ex к экспериментам со свободным джазом и импровизационной восточной и африканской музыкой нашла свое воплощение и здесь: играет квартет удивительный кислотный рок с электроникой и саксофоном; настроение в этой до крайности освободительной музыке подчас меняется от тонкой полиритмической импровизации до расшатанного нойз-рока сокрушительной силы.
- Когда 17 марта, 20.00
- Где «Дом»
Вторник, 18 марта
Ансамбль солистов «Студия новой музыки» в Московской филармонии
Музыкальной игрой в кости — Musikalisches Wüerfelspiel — займется при участии слушателей «Студия новой музыки». Одна из игр в «сочинение» вальса или менуэта из готовых тактов путем бросания кубика приписывается Моцарту, но на деле это было общераспространненое увлечение в XVIII веке — на фоне повальной моды на точные науки. Романтизм на случайные числа не полагался, но в XX веке они вернулись в виде алеаторики — так что сотворчество аудитории по моцартовским инструкциям СНМ дополнят экскурсом в музыкальную случайность. В «Hallowen» Айвза, например, образ веселья у костра создается струнными и фортепиано, вступающими в разных тональностях; а «Klavierstücke X» Штокхаузена 1952 года — уже один из самых зрелых образцов техники, где выбранный фрагмент влияет на динамику и ритм последующего, а длительности определяются по матрице.
- Когда 18 марта, 19.00
- Где Камерный зал Московской филармонии
«Пламя Парижа» на «Золотой маске»
Приуроченный в свое время к 15-летию Октября соцреалистический балет «Пламя Парижа», филигранно играя со стилями, живописует Великую французскую революцию. Михаил Мессерер по фотографиям, воспоминаниям и другим обрывкам информации скрупулезно реконструировал хореографию Василия Вайнонена, напрочь забытую еще в середине 60-х. Результат оказался удивительным как минимум на уровне исполнительской культуры, неподдельной, статной — на выходе получился образец высококлассного балета великой традиции. Иными словами, артефакт.
- Когда 18 марта, 19.00
- Где Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
Среда, 19 марта
«Рехниц. Ангел смерти» в Центре им. Мейерхольда
Спектакль словацкого Национального театра по пьесе нобелевского лауреата Эльфриды Елинек — честная попытка разобраться в устройстве сознания современного человека. В 1945 году одна графиня вместе с друзьями-эсэсовцами в своем замке на границе Австрии и Венгрии от скуки расстреливала евреев — в итоге было найдено 180 тел. Дело это не расследованное и не закрытое, виновные не наказаны. Спектакль строится на серии монологов современных европейцев трех поколений, разбирающихся в своем отношении к кровавым событиям и вообще к миру. Только монологи эти, помещенные в условный интерьер того самого замка, обретают дополнительные смыслы, более адекватные в исторической перспективе. Братиславскую премьеру показывают на внеконкурсной программе «Золотой маски» в целях создания наиболее полной картины современного театра, занимающегося не только перечитыванием классики или поиском формы, но и исследованием феномена исторической совести и ответственности за прошлое.
- Когда 19 и 20 марта, 19.00
- Где Центр им. Мейерхольда
Лекция про архитектуру южных санаториев в Еврейском музее
В Еврейском музее продолжают проводить циклы увлекательных лекций про архитектуру, интересных далеко не только профессионалам. Недавно в музее запустили цикл «Архитектура отдыха эпохи авангарда и модернизма: от Балтийского до Черного морей». В среду историк архитектуры Сергей Мержанов станет рассказывать о санаториях Сочи, Кисловодска и Сухуми, построенных в 1920–1930-х годах. Как говорят, десятилетие это очень интересное: оно началось с приспособления под санатории дореволюционных вилл, а закончилось строительством неоклассицистических ансамблей. Вход свободный.
- Когда 19 марта, 19.00
- Где Еврейский музей
Григорян и Муратов об «Археологии периферии» в Москомархитектуре
Возможность послушать создателей исследования «Археология периферии» для тех, кто не успел сделать это во время Московского урбанистического форума в декабре. Глава бюро «Меганом» Юрий Григорян и главный редактор журнала «Проект Россия» Дмитрий Муратов расскажут все, что они узнали о московских окраинах: сколько площади занимает советская застройка, а сколько — современная, какие районы связаны между собой, а какие фактически изолированы, чем занимаются на выходных в Чертаново и как живут без метро в Бирюлево. Вход свободный, но зарегистрироваться нужно заранее.
- Когда 19 марта, 16.00
- Где Москомархитектура на Триумфальной площади, 1 этаж
Четверг, 20 марта
«Ив Сен-Лоран» Жалиля Леспера
Хроника профессионального взлета Ива Сен-Лорана — сперва в качестве главного модельера Dior, а затем как основателя собственного модельного дома на пару со своим партнером в жизни и в профессии Пьером Берже. По всем статьям традиционная биографическая картина от молодого режиссера и актера Жалиля Леспера и первый по-настоящему звездный выход Пьера Нине в заглавной роли.
- Расписание www.afisha.ru
- Билеты kassa.rambler.ru/movie/60745
«Рио-2» про приключения попугаев
Вторая часть мультфильма про попугая-недотепу Голубчика от создателей «Ледникового периода»: в этот раз ему вместе с возлюбленной Жемчужинкой и тремя детьми предстоит отправиться в джунгли — то есть впервые в жизни выбраться из большого города, научиться общаться с дикими голубыми ара и обнаружить кучу новых родственников.
- Расписание www.afisha.ru
- Билеты kassa.rambler.ru/movie/51635
Sheffield Doc/Fest в Центре документального кино
Гастроли британского фестиваля документального кино понятно где — в московском Центре документального кино. В программе — пять фильмов: «Большой сплав» Мартина Уоллеса, снятый вместе с Джарвисом Кокером из группы Pulp и рассказывающий об индустриальной Англии; «Великая хип-хоп-мистификация» Джини Финлей о том, как два шотландца выдавали себя за калифорнийских рэперов; «Операция «Дикая природа» о борьбе айфонов и природы. А также посвященный британскому социологу и культурологу фильм «Проект Стюарта Холла» и «Сальма» Ким Лонджинотто — о судьбе умной женщины в Индии.
- Расписание www.afisha.ru
Пятница, 21 марта
Manowar в ГЦКЗ «Россия»
Американская хеви-метал-группа Manowar, придуманная бывшим пиротехником Black Sabbath Джоуи ДеМайо, с 1980-х эксплуатирует формулу, подсмотренную у старших коллег: эпические и быстрые песни про героев и магию плюс эффектный мерчандайз (плакаты и футболки), — и она, что удивительно, до сих пор работает. Добавили и своего: до Manowar не было, кажется, такой группы, участники которой бы на полном серьезе копировали стиль Тарзана, затянутого в кожу. В текущем туре Manowar презентуют только что вышедший сиквел самого популярного своего альбома с безапелляционным названием «Короли метала», на обложке которого есть, в частности, российский флаг.
- Когда 21 марта, 20.00
- Где «Россия»
«Вертинский: Next» в «Гоголь-центре»
Вслед за «Курехиным: Next» «Гоголь-центр» проводит другое важное мемориальное мероприятие, посвященное 125-летию Александра Вертинского. Вероятно, ввиду куда большего временного разрыва, акцент, в отличие от курехинского вечера, здесь падает не на перформанс, а именно на концерт. Осмыслять и переосмыслять творчество великого шансонье и артиста будут молодые московские музыканты — из тех, кому не чужда его утонченная романтика: группы «Наадя», «Окуджав», The Retuses, «Синекдоха Монток», Tinavie и Павел Артемьев. Чрезвычайно любопытно.
- Когда 21 марта, 20.00
- Где «Гоголь-центр»
Popnoname в George Best
Подписант все еще главного в мире техно-лейбла Kompakt кельнец Йенс-Уве Байер давно любим в Москве (и при том давно тут не бывал). Сочиняет он музыку мечтательную и очень живую — несколько лет назад в Москве Байер даже играл с группой, да и на последнем альбоме Popnoname немало песен под гитару — можно ожидать полноценного концерта. А даже если нет, музыканту в любом случае есть что сказать — за последние годы он отметился участием в краутроковой супергруппе Cologne Tape, в которой среди прочих состоят его коллеги по лейблу The Field и Ada, а также посотрудничал с барабанщиком легендарных Can Яки Либецайтом.
- Когда 21 марта, 23.00
- Где George Best