перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сегодня в мире 5 лучших выставок декабря

Современное китайское искусство и французский романтизм, новые работы знаменитой британской феминистки Сары Лукас, юбилей Мунка и ретроспектива не самого очевидного, но выдающегося венецианского караваджиста.

Искусство

«The Legacy of Delacroix» в Лувре

Ретроспектива самого революционного представителя французского романтизма

Эжен Делакруа. Арабская фантазия, 1832

Эжен Делакруа. Арабская фантазия, 1832

Фотография: WGA

Эжен Делакруа — один из главных французских художников за всю историю французской живописи. Он учился академическому рисунку у классициста Пьера Нарцисса Герена, а драматической композиции, передающей эмоциональный настрой героев, — у основателя французского романтизма Теодора Жерико. Самая знаменитая работа Делакруа — «Свобода, ведущая народ», где изображены события Июльской революции в Париже 1830 года. Полуобнаженная дама с винтовкой в одной руке и французском триколором в другой стала одним из самых вдохновляющих революционных символов в истории. Но если для всего мира Делакруа — это «Свобода, ведущая народ», то для французов он один из главных национальных художников, в карьере которого революционные события были лишь одним из эпизодов. На выставке в Лувре показывают коллекцию Делакруа, большая часть произведений которой была передана в 1906 году в музей членами семьи Моро-Нелатон. Первым руку к этому собранию приложил предок семьи Адольф Моро-старший, друживший с Делакруа, а последующие поколения всячески популяризировали и приумножали его наследие, и, в конце концов, передали в Лувр.

Эдвард Мунк в генуэзском Palazzo Ducale

Выставка к юбилею норвежского экспрессиониста

Эдвард Мунк. Мадонна, 1894

Эдвард Мунк. Мадонна, 1894

Фотография: WGA

12 декабря 2013 года исполняется 150 лет со дня рождения Эдварда Мунка, одного из самых мрачных и трагических европейских художников первой половины XX века. Помимо знаменитого «Крика», изображающего высшую степень одиночества, ужаса и отчаяния, Мунк написал еще множество не менее депрессивных работ, среди которых с большими трудом можно найти хотя бы несколько не таких зловещих. Куратор юбилейной выставки в генуэзском Палаццо Дукале Марк Рестеллини (директор парижской Пинакотеки) связывает его имя с именами Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Жана Дюбюффе и Джексона Поллока — через работы всех этих художников проходит один сквозной мотив страдания как источника вдохновения. Страдать, кстати, Мунк заставлял и свои картины — он выставлял написанные полотна под дождь или на мороз, и только после этого считал их законченными. На этой ретроспективной выставке помимо работ самого Мунка можно будет увидеть, например, картины Уорхола, созданные под впечатлением от творчества великого норвежского экспрессиониста.

Сара Лукас в Secession

Новые работы британской феминистки из объединения «Молодые британские художники»

Сара Лукас. НОБ, 2013

Сара Лукас. НОБ, 2013

Фотография: предоставлено Sadie Coles HQ, London / Wolfgang Thaler

Молодая британская художница первого созыва, в 90-е Сара Лукас занималась искусством, которое не требовало особых материальных затрат — в ход шли газетные вырезки, продукты из холодильника, фотографии из личного архива. Будучи феминисткой, Сара Лукас всегда уделяла большое внимание изучению гендерных ролей и в работах 90-х годов иронизировала над сексуальными стереотипами с помощью автопортретов и скульптур из продолговатых овощей. С годами, как выяснилось, ее стали интересовать более масштабные инсталляции — в Сецессионе выставлены гротескно огромные работы. Два гигантских фаллических объекта из бронзы, по словам художницы, отражают и высмеивают созидательную функцию пениса. Друзья художницы из группы Gelatin по ее приглашению сделали на выставке свою инсталляцию — посетили в зале четырех кур: по числу членов их художественного объединения. Кстати, яйца наряду с овощами Сара Лукас часто использовала в своих работах в 90-е годы, в основном в жареном виде. В целом выставка в Сецессионе дает полное представление об ироничном феминистском искусстве 90-х годов, и порадует тех, кто любит ностальгировать о временах расцвета.

«Ink Art: Past as Present in Contemporary China» в Metropolitan

Современное китайское искусство как продолжение древних традиций

Джан Хуань. Родослолвная, 2001

Джан Хуань. Родослолвная, 2001

Фотография: Metropolitan Museum

Первая в истории музея Метрополитен выставка современного китайского искусства. Ее особенность в том, что в поле зрения организаторов попали только те работы, которые исходят из китайской культурной традиции и продолжают заложенные в ней принципы. Чернила, которые всегда были основным материалом для создания живописных и каллиграфических работ, до сих пор сохраняют свою важную роль в китайском искусстве. Однако многие художники, начиная с 90-х годов, предпринимали попытки порвать с «каллиграфической» традицией и обратиться к новым средствам выражения. Нью-йоркский музей доказывает, что этот процесс борьбы с чернилами идет до сих пор, и основным принципом китайского искусства и теперь остается переосмысление древних традиций в современном ключе. На выставке показывают около семидесяти работ тридцати пяти художников, начиная с восьмидесятых годов и до сегодняшнего дня.

  • Где Нью-Йорк
  • Когда 11 декабря — 6 апреля
  • Купить билеты shop.omniticket.com/MET/

Карло Сарачени в Риме

Выставка не самого известного, но выдающегося последователя Караваджо

Карло Сарачени. Венера и Марс, ок. 1600

Карло Сарачени. Венера и Марс, ок. 1600

Фотография: WGA

Большая ретроспектива венецианского художника времен раннего барокко Карло Сарачени. Хоть он и был венецианцем, но жил и работал по большей части в Риме, где в начале XVII века развивался новый художественный стиль. Карло Сарачени был караваджистом и считается скорее мастером второго круга, чем художественным новатором. Он соединял в своих картинах светотень Караваджо с любовью к цвету, которая была присуща его соотечественникам венецианцам. На выставке в Палаццо Венеция показаны самые блестящие картины Карло Сарачени, который был не только последователем Караваджо, но и самостоятельным мастером, роль которого в развитии стиля барокко, возможно, была недооценена историками искусства. Самые знаменитые шедевры Сарачени, в том числе «Юдифь с головой Олоферна» и «Святой Георгий», для выставки дополнили целым рядом более скромных работ, некоторые из которых никогда до этого не выставлялись.

Ошибка в тексте
Отправить