перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сегодня в мире 5 лучших выставок марта

Руины и викинги в Лондоне, барочная роскошь в Мадриде, Гоген и авангард современного искусства в Нью-Йорке.

Искусство

Биеннале современного искусства в Whitney Museum of American Art

Последняя биеннале в старом здании музея; три куратора и неограниченное количество тем

Фотография: Elijah Burgher / предоставлено Western Exhibitions, Chicago

На трех этажах здания музея Уитни развернулись три приглашенных куратора: Стюарт Комер, куратор отдела кино лондонской галереи Tate Modern, куратор Института современного искусства в Филадельфии Энтони Элмс, а также глава факультета живописи и графики в школе при Институте искусств Чикаго Мишель Грабнер. Нововведением стало распределение этажей между кураторами: каждому достался свой этаж — таким образом у зрителей есть возможность посетить как бы три обособленных выставки. Прошлая биеннале Уитни в 2012 году прославилась тем, что ее осудили представители Occupy Wall Street, и одновременно была первой, на которую допустили, кроме американских художников, еще и иностранцев. В этом году состав тоже многонациональный — взять хотя бы кураторов, один из которых не то что не из Нью-Йорка, а вообще из Великобритании. Критики уже успели особо отметить этаж, где расположена экспозиция Мишель Грабнер, посвященная женскому искусству, и найти особый умысел в том, что многие художники, показанные в этом году на биеннале, совсем недавно ушли из жизни.

  • Где Нью-Йорк
  • Когда 7 марта — 25 мая
  • Купить билеты на сайте

Все о викингах в The British Museum

Самая большая за последние 30 лет британская выставка о викингах

Фотография: Dorset County Council / Oxford Archaeology

Эпохой викингов можно условно назвать время с VIII по XI век — именно в этот период свободные скандинавские мореплаватели активно занимались грабежами, торговлей и военными стычками друг с другом. На выставке в Британском музее собрали почти все возможные свидетельства о быте, искусстве и военном деле викингов. Один из главных экспонатов — 37-метровый военный дракар, найденный при раскопках в Дании в 1997 году. Он был построен в 1025 году, на сегодняшний день это самый крупный корабль викингов из дошедших до наших дней. Кроме того, выставка в очередной раз разоблачает стереотипы — например, о рогатых шлемах, которые викинги якобы носили в походах, — и показывает максимально приближенный к реальности портрет средневекового североевропейского мореплавателя, основанный на последних археологических находках. Одна из таких находок — знаменитый клад Йоркской долины, зарытый около 927 года, обнаруженный в 2007 году и выкупленный Британским музеем за 1,08 млн фунтов стерлингов. Этот клад состоит из 617 монет и серебряных слитков, помещенных в позолоченную чашу французской работы. Кроме сокровищ из британских музеев на выставке показывают экспонаты из музеев Скандинавии и даже серебряный клад из деревни Гнездово под Смоленском, где в древности располагались богатые городища, и где до сих пор находят предметы эпохи викингов.

  • Где Лондон
  • Когда 6 марта — 22 июня
  • Купить билеты на сайте

Рисунки и гравюры Гогена в нью-йоркском МoMA

Графика знаменитого импрессиониста

Фотография: предоставлено МoMA

Выставка посвящена деревянной гравюре и рисункам, которые Гоген создавал в период с 1889 года до его смерти в 1903 году. Многие из его гравюр на дереве (ксилографий) органически связаны с деревянной скульптурой, которую художник создавал в тот же период, а рисунки и акварели повторяют мотивы, которые встречаются в его таитянской живописи. Гоген был одним из немногих художников, которые использовали ксилографию в художественных целях, поскольку из-за несовершенства технологии и трудоемкости процесса резная гравюра сильно уступала в популярности офорту и технике сухой иглы. В то же время Гоген немного опережал свое время, используя чернильные кляксы и другие огрехи производства как дополнительные художественные средства, отличающие одну печатную картинку от другой. Всего в МоМA показывают около 150 произведений Гогена, в том числе скульптуры и картины, которые имеют отношение к его тиражным работам.

  • Где Нью-Йорк
  • Когда 8 марта — 8 июня
  • Купить билеты на сайте

«Страсть к руинам» в Tate Britain 

Апология заброшенных зданий в английском искусстве

Фотография: Jane and Louise WIlson

Выставка изучает многовековую историю увлечения художников руинами и заброшенными зданиями, с XVII века и по сей день. Оказывается, любовь к мрачным полуразрушенным домам изобрели не романтические художники XIX века — и уж точно не современные граффитчики. Еще классики английского искусства Уилльям Тернер и Джон Констебл путешествовали по Великобритании в поисках покинутых людьми строений и живописных видов с руинами. Эту тему в 1980-х подхватывают английские художники Кит Арнатт и Джон Латам, рисующие мрачные постиндустриальные пейзажи. Тема руин не случайно получила развитие в Англии, ведь после масштабной религиозной реформы Генриха VIII, которая привела к отторжению земель у церкви, многие монастыри лишились своей прежней собственности, а также средств для поддержания своих зданий. Многие аббатства так никогда и не были восстановлены, став за несколько веков неотъемлемой частью идиллического сельского пейзажа. Выставка не обошлась и без образов Второй мировой войны, навсегда изменившей вид многих европейских и британских городов, и видов полузаброшенных кварталов Лондона 1970-х, напоминающих о фильме «Бразилия».

  • Где Лондон
  • Когда 4 марта — 18 мая
  • Купить билеты на сайте

Рубенс в Museo Nacional del Prado

Барочная роскошь с историческим подтекстом

Фотография: предоставлено Museo Nacional del Prado

Шесть картин из серии «Триумф церкви над идолослужением» были заказаны Рубенсу в 1625 году испанской инфантой Изабеллой Кларой Евгенией для монастыря Дескальсас-Реалес в качестве образцов для изготовления гобеленов. На выставке в Прадо картины, отреставрированные музейными специалистами, покажут вместе с выполненными по ним гобеленами. Реставраторы начали свою работу в 2011 году и с тех пор удалили с рубенсовских полотен позднейшие наслоения живописи XVIII века. Эту серию работ в свое время Рубенс создал в поддержку идей Контрреформации: Изабелла Клара Евгения была правительницей Испанских Нидерландов, которые еще с XVI века вели борьбу за отделение от Испании. Забавно, что в то время как Рубенс изображал «Триумф церкви над идолослужением», символически означающий победу католической Испании над протестантскими мятежниками, Нидерланды возобновили войну за независимость, которая в 1648 году закончилась Мюнстерским договором, а Нидерландская республика была признана независимым государством.

  • Где Мадрид
  • Когда 25 марта — 29 июня
  • Купить билеты на сайте
Ошибка в тексте
Отправить