перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сегодня в мире 5 лучших выставок февраля

Итальянский футуризм, романские витражи и ретроспектива польского современного художника в Нью-Йорке, яйца Фаберже в Вене и мастера немецкого Ренессанса в Лондоне.

Искусство

Витражи Кентерберийского собора в The Metropolitan Museum

Витражи XII века из главного собора Великобритании

Иаред. Витраж Кентерберийского собора, 1178–1180

Иаред. Витраж Кентерберийского собора, 1178–1180

Фотография: Robert Greshoff

На выставке покажут шесть витражных окон из Кентерберийского собора, которые до сегодняшнего дня ни разу не покидали Кентербери, с тех пор как были созданы в 1178–1180 годах. В связи с реставрационными работами, которые проводятся в соборе, некоторые витражи покинули свое место и отправились в небольшой музейный тур. В Metropolitan можно будет увидеть витражи из алтарной части Кентерберийского собора. Это шесть изображений библейских персонажей — Иаред, Ламех, Фарра, Авраам, Ной и Фалек, часть огромного цикла из 86 предков Иисуса Христа. К сожалению, весь цикл не сохранился до нашего времени. Специалисты выделяют два особенно интересных и ценных с точки зрения истории искусства изображения — Иареда и Ламеха, которые приписывают так называемому «мастеру Мафусаила», по имени выполненного им изображения ветхозаветного праотца. В общем, редкий случай рассмотреть вблизи витражи XII века не стоит упускать.

  • Где Нью-Йорк
  • Когда 25 февраля — 18 мая
  • Купить билеты на сайте

Яйца Фаберже в Kunsthistorisches Museum

Роскошная выставка российского ювелирного искусства рубежа XIX–XX века, правда, целиком из московских собраний

Яйцо «Память Азова». Мастерская Фаберже, 1891

Яйцо «Память Азова». Мастерская Фаберже, 1891

Фотография: Kunsthistorisches Museum

Знаменитые яйца Карла Фаберже, которые он изготавливал для семьи последнего российского императора Николая II, стали одним из символов русского искусства за рубежом. Ювелир Фаберже выполнил первое пасхальное яйцо с сюрпризом в 1885 году по заказу Александра III, отца Николая II, в подарок императрице Марии Федоровне. Затем это превратилось в традицию, и каждый год вдовствующая императрица Мария Федоровна и Александра Федоровна, супруга Николая II, получали в подарок по пасхальному яйцу от Фаберже. Таких императорских яиц со спрятанным внутри сюрпризом в Вене будет всего четыре, а всего на выставке будет около 160 экспонатов из Музеев Кремля и Минералогического музея им. Ферсмана. Помимо изделий Фаберже, в Kunsthistorisches Museum покажут работы других русских ювелиров конца XIX века: фирмы «Болин», Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова и других. 

  • Где Вена
  • Когда 18 февраля — 18 мая
  • Купить билеты на сайте

Павел Альтхамер в New Museum

Персональная выставка звезды польского современного искусства

Венецианцы. Павел Альтхамер, 2013

Венецианцы. Павел Альтхамер, 2013

Фотография: New Museum

Польский художник Павел Альтхамер работает в жанре социальной скульптуры. Это понятие было использовано еще Йозефом Бойсом, который считал, упрощенно говоря, что в задачи современного искусства входит расширение границ творчества и включение в него зрителей. Павел Альтхамер включал в свой творческий процесс не только своих друзей и учеников, но и семью, и всех родственников. Кроме того, его прославила знаменитая серия видео 2003–2004 годов, на которых запечатлен процесс переживания художником прихода от разнообразных наркотических веществ — «So-Called Waves and Other Phenomena of the Mind». На выставке в New Museum показывают эти видео, старые и новые работы Альтхамера и его частого соавтора Артура Жмиевского, а также работу «Venetians» — «Венецианцы», для которой он создал большую группу скульптур в человеческий рост, лица и руки которых были выполнены с помощью слепков лиц реальных жителей Венеции. Куратор этой выставки, как и Венецианской биеннале прошлого года, Массимилиано Джони, который регулярно доказывает, что умеет подать даже хорошо известный материал под новым углом. 

  • Где Нью-Йорк
  • Когда 2 февраля — 20 марта
  • Купить билеты на сайте

Итальянский футуризм в Guggenheim

Первая масштабная выставка о феномене итальянского футуризма как колыбели многих аванградных течений XX века

Абстрактная скорость + звук. Джакомо Балла, 1913–1914

Абстрактная скорость + звук. Джакомо Балла, 1913–1914

Фотография: Courtesy Solomon R. Guggenheim Foundation, New York

Футуризм, как известно, возник в Италии, однако с 1909 года, когда Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал знаменитую работу «Обоснование и манифест футуризма», новое течение в литературе и искусстве недолго оставалось в Италии. Русские художники-футуристы, такие как Давид Бурлюк и Наталья Гончарова, прежде всего учились у своих итальянских коллег. Однако имена итальянских художников-футуристов не то чтобы на слуху у среднестатистического посетителя музея. Выставка в Guggenheim — это первая большая последовательная выставка, в рамках которой сделана попытка разобраться в том, как футуризм зародился в 1909 году и сошел на нет в 1944-м. В экспозиции, наряду с живописью, покажут и фотографию, и фильмы, и рекламу, и, конечно же, литературу этого периода. Сейчас футуристическое очарование мотоциклом и отрицание прошлого выглядят немного по-детски, однако это направление в искусстве сыграло важнейшую роль в формировании большинства идеологий XX века. 

  • Где Нью-Йорк
  • Когда 21 февраля — 1 сентября
  • Купить билеты на сайте

«Strange Beauty: Masters of the German Renaissance» в National Gallery

Картины художников Северного Возрождения в свете их сравнения с искусством итальянского Возрождения

Портрет женщины из семьи Хофер. Неизвестный автор, около 1470

Портрет женщины из семьи Хофер. Неизвестный автор, около 1470

Фотография: The National Gallery, London

Основу выставки составляют работы Ганса Гольбейна Младшего, Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего, а также еще ряда знаменитых мастеров немецкого Ренессанса из коллекции Национальной галереи. Выставка обращает особое внимание на то, что отношение к этим художникам не всегда было безусловно уважительным. Во времена повального увлечения классическим искусством итальянского Ренессанса в XVIII и XIX веке излишне реалистично изображавший своих моделей Лукас Кранах был не в чести. Вообще, некоторая пресловутая немецкая основательность и внимание к таким подробностям, как искривленный многолетним ношением корсета девичий стан, отвращали от немецкого Ренессанса многих эстетов прошлого. Но сегодня, разумеется, эти предрассудки давно пережиты, и право немецкого Возрождения на собственное лицо не подвергается сомнению. «Странная красота» — это не просто констатация того, что дамы кисти Дюрера и его коллег не совсем соответствуют представлениям об идеальной внешности, а утверждение их привлекательности. 

  • Где Лондон
  • Когда 19 февраля — 11 мая
  • Купить билеты на сайте
Ошибка в тексте
Отправить