Кандидат наук по биомедицине Николай Кукушкин, закончивший биофак СПбГУ, аспирантуру в Оксфорде и постдокторантуру в Гарвардской медицинской школе, решил пройти тестовый вариант ЕГЭ по биологии. Из 21 вопроса он правильно ответил лишь на 17. О своих результатах Кукушкин рассказал на странице в «ВКонтакте».
Трудности возникли на вопросе про типы изменчивости. Кандидат наук посчитал, что кроме мутационной к наследственной изменчивости относится половая. «Оказалось, комбинативная. Господи, первый раз слышу. Какая вообще разница, как классифицируется наследственность? Неужели кто‑то думает, что Джордж Черч, Элизабет Блэкберн или тем более мать-природа знают про эту блок-схему?» — задается вопросом молодой ученый.
Следующую ошибку Кукушкин совершил в вопросе о том, какими свойствами обладает животное, мозг которого представлен на картинке. Кукушкин сам специализируется на различиях мозгов у различных видов, но даже ему было сложно определить, птице или млекопитающему принадлежит мозг, изображенный в тесте. Еще две неточности кандидат наук допустил в вопросах про особенности сосны и про последовательность эволюционных процессов.
Согласно правильному ответу на ЕГЭ сперва сформировался озоновый слой, а затем уже живые существа вышли на сушу. «Понятно, что для большинства эукариот до озонового слоя выход на сушу был невозможен. Но что касается бактерий, то там даты выхода на сушу разнятся плюс-минус два миллиарда лет», — заявил ученый, отметив, что «правильный ответ» весьма спорный и почти наверняка неверный.
«Этот экзамен никоим образом не тестирует понимание природы. Он тестирует знание локальных конвенций биологических учебников. Это знание не понадобится никому, никогда, ни в какой мыслимой ситуации, ни при обучении в институте, ни после него. Единственное, что может вызвать такой экзамен, — это рвотную реакцию на слово «биология». Жизнь — самое волшебное явление во вселенной. ЕГЭ по биологии — это муштра ради муштры, зазубривание никому не нужного телефонного справочника», — заключил Кукушкин.
Это не первый случай, когда тесты для школьников вызывают трудности у специалистов в своей области. Пару лет назад писатель Виталий Сероклинов написал сочинение по собственному рассказу и выполнил все прилагающиеся задания, чтобы помочь школьнице на олимпиаде по литературе. В итоге он получил очень низкую оценку — ниже четверки в переводе на пятибалльную систему. В комментарии к работе уточнялось, что участник неправильно ответил на вопросы, не раскрыл тему, а автор рассказа «имел в виду не это».