С режиссером Андреем Звягинцевым («Елена», «Левиафан», «Нелюбовь») перестали сотрудничать некоторые российские инвесторы и продюсеры. Он считает, что все дело в самоцензуре.
В «Коммерсанте» вышла колонка кинокритика Андрея Плахова, которая называется «Нелюбовные отношения». В ней автор рассказывает о судьбе новых проектов Андрея Звягинцева. После выхода фильма «Нелюбовь» режиссер готовился к съемкам картины о блокадном Ленинграде; об этом он, к примеру, говорил в интервью ютьюб-каналу «ещенепознер».
Сначала над фильмом отказался работать продюсер предыдущих картин Звягинцева Александр Роднянский. Его место занял продюсер компании Hype Film Илья Стюарт («Лето», «Ученик»). Однако вскоре от этого проекта решили отказаться.
В 2019 году стало известно, что Звягинцев и Стюарт работают над новым фильмом, — о богатом россиянине, который владеет домом у Средиземного моря. Сам режиссер замечал, что это кино «о том, что сейчас волнует всех, касается всех», но «о чем не принято говорить». Сценарий картины получил высокую оценку экспертного совета фонда Романа Абрамовича «Кинопрайм». Как пишет Плахов, на разработку проекта уже были потрачены «немалые деньги», также были выбраны локации для съемок в Испании. Но внезапно и инвесторы, и продюсер отказались от дальнейшей работы.
Андрей Плахов связывает это с цензурой: якобы после выхода «антигосударственного» и «русофобского» «Левиафана» режиссеру не только перестали выделять государственные деньги на съемки фильмов, но с ним перестали сотрудничать частные инвесторы.
«Эта ситуация наглядно показывает, что за последние пять лет искусство в России вновь угодило под пяту цензуры <…> Сформирована атмосфера, в которой механизм запрета срабатывает автоматически, на уровне самоцензуры, изнутри разлагая сознание продюсеров, инвесторов и самих кинематографистов», — пишет Плахов.
С предположением кинокритика о цензуре не согласен исполнительный директор фонда «Кинопрайм» Антон Малышев. В беседе с «Медузой» он заявил, что в сценарии фильма «нет ничего крамольного», а работа приостановлена, так как в фонде не уверены, что смогут вернуть выделенные деньги. Малышев уточнил, что бюджет проекта — 700 млн рублей, а «Кинопрайм» готов был выделить только 100 млн рублей.
«Мы должны гарантировать инвесторам, что есть шанс вернуть деньги и что недостающая часть бюджета есть. Пока что у нас нет подтверждений ни по одному, ни по другому пункту. Если недостающие деньги будут собраны, мы сможем к этому вернуться», — сказал Малышев.
«Истинная причина, по которой остановлен наш проект, заключается в том, что нам было предложено изменить финал картины», — рассказал Андрей Звягинцев. По его словам, если бы создатели фильма пошли на это, то «Кинопрайм» поддержал бы их деньгами. Сейчас режиссер ищет и нового продюсера, и финансирование.