По итогам 2018 года в России произошло 22 авиакатастрофы, жертвами которых стали 128 человек, следует из отчета Межгосударственного авиационного комитета (МАК), в котором разобрался «Коммерсант».
По сравнению с позапрошлым годом количество авиакатастроф возросло незначительно, с 20 до 22, однако количество жертв увеличилось в два с половиной раза: в 2017 году при крушении самолетов погиб 51 человек, в 2018-м — 128. За последнее десятилетие лишь в 2011 году число жертв было выше — тогда погибли 139 человек.
По предварительной оценке МАК, в 75% случаев причинами авиапроисшествия становился человеческий фактор (число таких происшествий в альянсе за прошедший год увеличилось с 39 до 42). Авиационный комитет обратил внимание на сохранение практики эксплуатации авиалайнеров с истекшим сроком действия, в связи с чем потребовал от органов гражданской авиации ввести дополнительные процедуры для получения сертификата летной годности на единичные экземпляры воздушных судов. Еще одна рекомендация МАК относится к разработке целевых комплексных программ по всем аспектам влияния человеческого фактора на безопасность полетов.
Помимо России в МАК входят Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Суммарно в альянсе по итогам 2018 года произошло 58 авиапроисшествий (столько же, сколько в 2017 году), число катастроф снизилось с 32 до 25, тогда как количество жертв возросло с 74 до 164 человек. Помимо России крушения самолетов с летальным исходом произошли в Молдавии (12 погибших) и Украине (24 погибших). В Росавиации от комментариев отказались.
Самыми крупными авиакатастрофами в России в 2018 году стали крушения Ан-148 в Домодедово в феврале (погибли все пассажиры и экипаж — всего 71 человек), а также вертолета Ми-8 в Красноярском крае (погибли 18 человек).