Согласно исследованию заведующего лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Артура Реана и научного сотрудника лаборатории Марии Новиковой, более 35% школьников по всему миру сталкиваются с буллингом в учебных заведениях. В России же этот процент составляет 27,5%.
В рамках исследования были выделены основные факторы агрессии, которые характерны для российских школьников. Среди них — структура семейной системы, стиль родительского воспитания (авторитарный или более мягкий), поведение отца и матери и их степень участия в воспитании детей, стиль общения в семье и социально-экономический статус родителей.
Ученые утверждают, что у отцов, травивших одноклассников в школьные годы, дети чаще становились агрессорами (16% случаев), чем у отцов, не участвовавших в буллинге (5,5% случаев). Они пришли к выводу, что более агрессивными становятся дети из разобщенных семей и тех, где на ребенка сыпется шквал критики со стороны обоих родителей.
Кандидат психологических наук Ольга Калиниченко уверена, что молчание ребенка о буллинге приводит к групповой агрессии. «Проведенные нами в школах Уссурийска исследования показали, что большинство опрошенных школьников не рассказывают о случаях травли учителям», — подчеркнула она, добавив, что учителя часто занижают число учеников, которые подверглись травме. Обычно их в пять раз больше, чем думают учителя. При этом почти половина школьников, записанных учителями в «жертвы», отвечают отрицательно на вопрос об издевательствах со стороны сверстников.
О том, как происходит школьная травля, читайте в материале «Афиши Daily».