Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) предложил внести в законодательство изменения, которые разрешат продажу «деперсонализированных» пользовательских данных на рынке. Об этом сообщает «Коммерсант».
Фонд предлагает ввести в закон «Об информации» понятие «деперсонализированные данные» и обеспечить их свободное обращение на рынке. Сейчас, по данным ФРИИ, закон не определяет, кому принадлежат персональные данные. Из-за этого некоторые компании продают их без согласия пользователей, а другие не торгуют данными и сдерживают развитие легального рынка.
Авторы инициативы говорят, что россияне в год смогут зарабатывать на продаже своих данных бизнесу от 15 до 60 тыс. рублей. Однако с этим не согласны эксперты, опрошенные «Коммерсантом», также они считают, что поправки разработаны в интересах банков, операторов связи и крупнейших интернет-сервисов.
«Концепция, что человек может полноценно распоряжаться своими данными, красива, но требует законопослушности всех участников интернета», — отмечает глава Департамента по развитию фонда «Сколково» Сергей Израйлит. По его мнению, граждане смогут зарабатывать на продаже своих данных несколько тысяч в месяц, но никак не 60 тыс. рублей.
«За счет слова «деперсонализация» он [документ] открывает практически безграничные возможности торговли клиентскими данными и снимает ответственность за их утечки. Просто из данных будут исключены фамилия, адрес и телефон, а добавлен, например, рекламный ID. При этом эксперименты показывают: достаточно совместить совсем небольшой объем деперсонализированных данных, чтобы с высокой точностью привязать их конкретному человеку», — добавляет основатель DeviceLock Ашот Оганесян.