Верховный суд (ВС) России разъяснил порядок применения резонансной статьи 138.1 Уголовного кодекса РФ, касающейся незаконного оборота специальных технических средств. Об этом пишут «Ведомости».
Судьи отметили, что данную уголовную статью необходимо применять только в случае использования «шпионских» устройств для негласной слежки за людьми, когда таким образом нарушаются их конституционные права. Факт приобретения технического средства при этом не может считаться доказательством вины человека в незаконной слежке.
«При этом если человек купил «шпионское устройство» в интернет-магазине, добросовестно заблуждаясь в его характеристиках, то это не является его виной», — цитирует издание одну из рекомендаций ВС. Судьи уточнили, что статью 138.1 нельзя применять к тем людям, которые используют спецсредства при негласном сборе информации для обеспечения собственной безопасности, безопасности родных и близких, а также сохранности имущества. Отмечается, что россияне могут следить с помощью спецоборудования за своими животными, опять же, если не нарушаются конституционные права других людей.
Правоприменение статьи 138.1 стало темой для дискуссии в прошлом году, когда Владимиру Путину в ходе ежегодной пресс-конференции рассказали об уголовном деле в отношении фермера из Курганской области, обвиняемого в использовании трекера для слежки за коровами. После просьбы президента разобраться в ситуации Следственный комитет сначала признал фермера невиновным и снял все обвинения, а затем ФСБ внесла в Госдуму поправки в статью 138.1. Помимо курганского фермера от общей трактовки этой статьи пострадал, например, житель Волгограда, который на AliExpress купил солнцезащитные очки cо встроенной видеокамерой.