Обновлено (26 октября, 15.35): Крупнейшие российские агрегаторы такси, «Яндекс.Такси», «Ситимобил», «Везет» и Maxim, выпустили совместное обращение по поводу предложения властей запретить им устанавливать тарифы для поездок. «Афиша Daily» ознакомилась с содержанием документа.
«Законодательный запрет на участие онлайн-сервисов в определении тарифов приведет к тому, что о прозрачности цен и быстрой подаче машины можно будет забыть. Заказы будут получать те водители, которые предложат наименьшую цену, но при этом они могут находиться в нескольких десятках километров от пассажиров. Следовательно холостой пробег машин значительно вырастет, увеличится средняя цена поездки. Такси станет недоступным для миллионов людей, которые пользуются им каждый день. Падение спроса оставит десятки тысяч водителей без работы, а таксопарки будут вынуждены отказаться от части флота и не смогут вывести машины на линию.
Онлайн-сервисы выступают против этих поправок. Мы считаем, что если они будут приняты, то российский рынок такси в своем развитии будет отброшен на 15 лет назад, а все достижения последних лет — легальное такси, новые автомобили, прозрачные и невысокие цены, быстрая подача машины — будут перечеркнуты», — говорится в обращении.
Московский департамент транспорта внес поправки в законопроект о такси, которые предполагают запрет на регулирование тарифов поездок агрегаторами, выяснил «Коммерсант» после ознакомления с документом.
Право устанавливать цены на поездки предлагается передать перевозчикам. Они будут направлять свое тарифное меню агрегаторам для размещения в свободном доступе.
Пресс-секретарь одного из крупнейших агрегаторов такси Maxim Павел Стенников объяснил, как происходит ценообразование сегодня. Почти у всех компаний установлен минимальный тариф (например, у «Яндекс.Такси» и «Ситимобил», 99 рублей), после чего программный алгоритм учитывает спрос, количество машин в районах города, погоду, дорожную ситуацию и другие факторы. Итоговая расчетная стоимость поездки направляется перевозчику, который сам решает: брать или не брать заказ. «Вся стоимость поездки является выручкой водителя, который платит сервису комиссию за информационную услугу. В разных городах ее размер составляет от 10 до 20% от стоимости заказа», — пояснил Стенников.
Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин утверждает, что существующая практика формирования тарифов агрегаторами не позволяет таксопаркам улучшить рентабельность, поэтому они в первую очередь будут поддерживать поправки, предложенные Дептрансом. Вероятнее всего, убежден Либин, роста тарифов избежать не удастся.
Одна из последних инициатив Дептранса, направленная на регулирование рынка агрегаторов такси, датируется прошлым годом, когда сервисы обязали отчитываться о местоположении машин.