Федеральная служба безопасности (ФСБ) завела в отношении Telegram несколько протоколов об административном правонарушении из-за отказа в декодировании сообщений пользователей мессенджера. Об этом рассказал создатель сервиса Павел Дуров на своей странице в «ВКонтакте».
В подтверждение своих слов Дуров прикрепил к записи сканы документов, отправленных ФСБ в лондонский офис Telegram. Из них следует, что в конце августа руководству мессенджера было направлено оповещение о составлении протокола 14 сентября об административном правонарушении из-за неисполнения «закона Яровой». Telegram предлагалось направить своего представителя в приемную ФСБ для участия в составлении протокола.
Telegram никак не отреагировал на письма из ФСБ, поэтому уже 14 сентября получил копию протокола. Из него следовало, что в отношении мессенджера было заведено административное дело по части 2.1 статьи 13.31 («Неисполнение организатором распространения информации в сети интернет обязанности предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и обрабатываемых персональных сообщений»). Штраф по данному правонарушению достигает 1 миллиона рублей. В случае, если правонарушение не будет устранено в установленные сроки, Роскомнадзор может начать блокировку сервиса.
В протоколе отмечалось, что Telegram обязан выполнять требования закона о декодировании сообщений пользователей после того, как был внесен в реестр распространителей 28 июня этого года.
Дуров, ссылаясь на данные юристов, предупредил, что составление подобных протоколов неизбежно приводит к судебным процессам. Он привел в пример Иран, где Telegram пользуется более 40 миллионов человек и где накануне в отношении Дурова завели уголовное дело. Власти Тегерана обвинили мессенджер в распространении экстремистской информации, детской порнографии, а также информации о торговле людьми и наркотиками.
Еще после внесения Telegram в реестр Роскомнадзора Дуров призывал пользователей мессенджера не радоваться раньше времени. Уже тогда он предупреждал, что, несмотря на решение проблемы возможной блокировки приложения, противоречие между политикой конфиденциальности Telegram и российским законодательством о слежке не исчезло.