перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сегодня в мире 5 лучших выставок октября

Две эталонные ретроспективы классиков авангарда, арт-активизм времен вьетнамской войны, эволюция иконоборчества в английском искусстве и выставка концептуалиста-самоубийцы.

Искусство

Пауль Клее «Making Visible» в Tate Modern

Ретроспектива одного из важнейших художников начала XX века

Пауль Клее. Огонь в полнолуние, 1933

Пауль Клее. Огонь в полнолуние, 1933

Фотография: Tate Modern

Пауль Клее — ключевая фигура европейского авангарда: состоял в объединении «Синий всадник» (вместе с Кандинским и Явленским), разрабатывал теорию формообразования, испытал влияние Пикассо и Брака, сам повлиял на Миро и Ротко, оказался одним из героев нацистской выставки «Дегенеративное искусство». Биография Клее — как путеводитель по истории передового искусства начала XX века; впрочем, на выставке в Tate Britain внимание сфокусировано не на исторических событиях, а на развитии собственного стиля Клее, и центральное место занимают здесь работы, созданные с 1920 по 1930 год,когда Клее преподавал в Баухаузе. Они напоминают лоскутное одеяло — их легко узнать по цветным квадратам и прямоугольникам разного размера, из которых он складывает абстрактные композиции. Безусловная классика.

«Kazimir Malevich en de Russische Avant-garde» в Stedelijk Museum

Свежий взгляд на творчество Малевича и его современников

Казимир Малевич. На бульваре, 1903

Казимир Малевич. На бульваре, 1903

Фотография: Stedelijk Museum

Выставка, предлагающая взглянуть на историю русского авангарда с новых позиций, подготовлена совместно с крупнейшими немецкими и английскими музеями. Кроме Малевича, в экспозиции картины Любови Поповой, Эль Лисицкого, Владимира Татлина, Василия Кандинского и еще целого ряда знаковых аванградистов. Стеделик — обладатель самой крупной коллекции работ Казимира Малевича за пределами России(кстати, именно на одном из здешних Малевичей художник Александр Бренер нарисовал в 1997 году знак доллара). Этим богатством музей обязан архиву Николая Харджиева, который в 1993 году был нелегально вывезен из России и до недавних пор являлся предметом спора между Россией и Голландией. Рисунки из коллекции Харджиева занимают центральное место на выставке, наряду с эскизами декораций и костюмов к супрематической опере «Победа над солнцем» 1913 года (именно в оформлении этой постановки впервые появляется черный квадрат как противопоставление солнечному кругу).

Крис Бурден «Extreme Measures» в New Museum

Новое издание радикального американского искусства 70-х

Крис Бурден. Porsche с метеоритом, 2013

Крис Бурден. Porsche с метеоритом, 2013

Фотография: New Museum

Выставка, занимающая пять этажей Нового музея, посвящена творчеству Криса Бурдена, живого классика американского концептуализма. В 70-е годы он выступал с радикальными перформансами, о которых сегодняшняя публика знает куда меньше, чем об аналогичных опытах Марины Абрамович или Йоко Оно. Так, во время акции «Выстрел» 1971 года он прострелил себе левую руку, а во время перформанса 1974 года был распят на кузове автомобиля «Фольскваген Жук». В 80-е Бурден заинтересовался скульптурой и механическими инсталляциями, которые в итоге преобладают на этой выставке. «Extreme Measures» — бесспорно одно из главных событий сезона, по множеству причин, и главная из них — выставочный директор Нового музея Массимилиано Джиони, один из самых влиятельных молодых кураторов в мире. Именно он курировал последнюю Венецианскую биеннале, помимо того, он является большим любителем аутсайдеров, революционеров и неформатных художников, к числу которых, несомненно, относился в свое время и Крис Бурден. Ну а Новый музей, пожалуй, одно из немногих мест в мире, где даже выставка зернистых черно-белых фотографий может выглядеть не скучно.

«Аrt Under Attack: Histories of British Iconoclasm» в Tate Britain

Энциклопедия англиского иконоборчества и современные художники-разрушители

Аллен Джонс. Кресло, 1969

Аллен Джонс. Кресло, 1969

Фотография: Tate Britain

Первая выставка, последовательно описывающая историю иконоборчества в Великобритании с XVI века и до наших дней. Иконоборчество здесь показано с двух точек зрения. С одной стороны, как конкретное историческое явление, в рамках которого пуритане уничтожали или уродовали католические изображения святых после Реформации. В Тэйт выставлены витражи Кентерберийского собора, из которых воинствующими протестантами были выбиты фигуры святых, а также покалеченные средневековые скульптуры, книги с вымаранными из иллюстраций лицами, и разные другие печальные свидетельства религиозного фанатизма. С другой стороны, деконструкция образов интересует кураторов как сознательный творческий метод. В этом направлении тему развивают работы Джейка и Диноса Чепмэнов, Йоко Оно и Густава Метцгера. Отдельного внимания удостоился суфражистский и феминистический вандализм — как особый вид политической борьбы.

Майк Келли в МоМA PS1

Эпитафия одному из самых неоднозначных американских художников

Майл Келли. Дезодорированная центральная масса со спутниками, 1991-1999

Майл Келли. Дезодорированная центральная масса со спутниками, 1991-1999

Фотография: MoMA

Майк Келли — один из известнейших американских концептуалистов, к сожалению, покончивший с собой в январе 2012 года. Его творчество настолько разнородно, что выглядит как корпус работ нескольких разных художников. Он создавал инсталляции с видео, объектами и живописью, потом занимался перформансами, потом внезапно вновь возвращался к видео. Тема тщетности подростковых ожиданий — одна из ключевых в мифологии Майка Келли (его самым узнаваемым художественным образом некоторое время были старые грязные мягкие игрушки). Выставка изначально происходит из амстердамского музея Стеделик, и рассказывает историю художника от его первых видео до последнего проекта — о потерянном городе Супермена. Выставка неровная и на первый взгляд может показаться сложной, но ее стоит увидеть хотя бы ради ироничных короткометражек Келли.

  • Где Нью-Йорк
  • Когда 13 октября - 2 февраля
  • Купить билеты на месте
Ошибка в тексте
Отправить