перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые рецензии «Афиши» «Мэбэт» Александра Григоренко, «Психодел» Андрея Рубанова, «Жаркий, плоский, многолюдный» Томаса Фридмана, «Дроздово поле» Вероники Кунгурцевой

Архив

«Психодел» Андрея Рубанова

Рубановская «Человеческая комедия» о российском постперестроечном двадцатилетии продолжается: водоем огромный, хорошо зарыбленный, хищнику хватит здесь пищи надолго. Рубанова интересуют типы, он их очень здорово срисовывает — и, обнаружив, моментально «наги­бает» и принимается охаживать коленями в голову и в живот в свое удовольствие. Во-первых, «учит», во-вторых, кто управля­ет типами, тот поймал время: какие люди, такая и эпоха. «Психодел» не столько карикатура на поколение, сколько захватывающая трагикомедия. Приятно наблюдать, как Рубанов работает над портретом своей героини; автор имеет право рассчитывать на расширение аудитории; да, сугубо мужской, «гендерный» писатель — но и про женщин тоже пишет здорово. Отдельное помимо сюжета удовольствие — рассыпанные мимоходом жемчужины: описания микроафер, особенности речевого этикета современных москвичей и иронические внутри­литературные шпильки: так, в какой-то момент в квартире злодея вместо ящичка для стерилизации шприцев появляется книжка писателя Адольфыча.

 

 

«Мэбэт» Александра Григоренко

Сибирь, тайга, люди с луками, олени, нарты, чумы. Вне времени: то ли сто лет назад, то ли десять тысяч. Однажды здесь рождается Мэбэт — человек, но любимец богов; ему все позволено, смерть его не берет, он даже умеет ловить руками вражеские стрелы. Однажды, после смерти сына, его жизнь преображается.  Вчитываться сложно: материал тяжелый, насыщенный незнакомой этнографической лексикой — и особенно именами (Мэбэт, Хадко, Ядне, Хадне, Няруй по прозвищу Вильчатая Стрела); очень быстро, однако, барьеры рушатся, текст становится абсолютно прозрачным. Сплошная, ритмически оформленная, отлившаяся в странные слова мудрость. Материал — сибирско-таежный, а суть — та же, что в древнегреческих трагедиях, в «Эдипе»: человек и рок, судьба. Собственно, все книги пишутся про это — только одни химически чистые, а другие — разбавленные. «Мэбэт», мифопоэма о сибирских коренных народах, неразбавленный совсем; редчайший образец литературы-литературы, вообще без примесей.

 

 

«Жаркий, плоский, многолюдный. Кому нужна ­«зеленая революция» и как нам реконструировать Америку» Томаса Фридмана

Продолжение «Плоского мира», не пробившееся в бестселлеры, однако не менее яркое. Да, мир остался «плоским», глобализация стирает барьеры; но при проектировании будущего надо иметь в виду еще два параметра: мир «жаркий» (глобальное потепление, изменение климата, тайфуны, ураганы и засухи каждый день) и «многолюдный»; и хуже не количество людей, а качество их жизни — все больше людей хотят потреблять столько же, сколько американцы. Земля столько не выдержит. По Фридману, наступила энерго-климатическая эра, где важнее всего — изменение климата и дефицит энергии. По сути, это такой же ужас, как мировая война. Можно игнорировать происходящее, можно бороться с последствиями, как «зеленые», — а можно влиять на причины и использовать открывающиеся возможности.

 

 

«Дроздово поле, или Ваня Житный на войне» Вероники Кунгурцевой

Мальчик-сирота Ваня Житный в компании нескольких сказочных существ выдвигается на территорию бывшей Югославии; ровно в тот момент, когда натовские войска бомбили Сербию. Третий роман о Ване Житном наиболее радикальный из всего цикла. Здесь есть сцена-галлюцинация, в которой Ваня Житный участвует в битве на Косовом поле в 1389 году; сцена, в которой корова-оборотень, русский подросток, домовой, самовила и леший устраивают микро-Гаагу госсекретарю США Мадлен Олбрайт; есть сцена, в которой Шишок дискутирует с воскресшим — после того как натовская бомба попала на старое клад­бище — эсэсовцем. Да, «Дроздово поле» — дикая, невозможная книга, в которой калики перехожие выпрыгивают из самолетов, а коровы-оборотни обнюхивают американские бомбы с надписями «Ты все еще хочешь быть сербом?»; невероятная — правда, иной раз глазам своим не веришь — комбинация славянских заклинаний с крылатыми ракетами, «Хазарского словаря» — с «Ночным полетом» Экзюпери, «Василия Теркина» — со «Спасти рядового Райана».

 

Ошибка в тексте
Отправить