Новые рецензии «Афиши» «Провальное дело мальчика-детектива» Джо Мино, «Сила привычки» Чарлза Дахигга, «Черный город» Бориса Акунина, «Попались» Льва Гурского
![](https://img.rl0.ru/afisha/c128x190/daily.afisha.ru/uploads/images/5/b9/5b9adea8ef6743778402f9ad125a9406.jpg)
«Провальное дело мальчика-детектива» Джо Мино
Причудливое, очень оригинальное произведение. Такое могли бы, пожалуй, написать в четыре руки Сэлинджер с Роальдом Далем. Роман начинается на мажорных нотах — как биография гениального сыщика, который еще в детстве, получив однажды в подарок набор «Юный детектив», раскрыл множество ужасных преступлений («Мальчик-детектив раскрывает дело о таинственном поющем бриллианте», «Мальчик-детектив разоблачает призрака на маяке», «Мальчик-детектив разоблачает морское чудовище»). Дальше, однако, мы чувствуем, что рассказчику и его воспоминаниям о былых триумфах не стоит доверять, и понимаем, что на самом деле читаем сюрреалистическую, кишащую эксцентричными персонажами историю несчастного, упивающегося одиночеством человека, который пережил смерть любимой сестры, не смог стать взрослым, десять из тридцати лет жизни провел в психиатрической лечебнице и теперь работает в фирме, торгующей по телефону фальшивыми усами и бородами.
![](https://img.rl0.ru/afisha/c128x174/daily.afisha.ru/uploads/images/d/7c/d7c13dc65d70411d865b3837c82c8d25.jpg)
«Сила привычки» Чарлза Дахигга
Чарлз Дахигг, журналист The New York Times и автор книги, которая с завидным постоянством входит во все списки главных нон-фикшнов 2012 года. Книга эта — о науке, изучающей формирование привычек, иллюстрированная десятками историй конкретных людей, которые либо попытались изменить свои привычки, либо полностью поддались им и разрушили свою жизнь (и гениальными картинками А.Юхновца, если уж на то пошло). Оказывается, привычки существуют не только у людей, но и у больших коллективов и корпораций: например, негры в Америке до 60-х годов по привычке ездили себе в общественном транспорте отдельно от белых, а рабочие на заводах некой компании привыкли к определенному проценту травм на производстве. Так продолжалось, пока не находился человек, который понимал, что такого рода социальные модели — тоже привычки, и не задумывался, как изменить их, чтобы всем от этого стало лучше.
![](https://img.rl0.ru/afisha/c128x193/daily.afisha.ru/uploads/images/9/4c/94c30f6818f0405abd8b5bc8c67cda5c.jpg)
«Черный город» Бориса Акунина
Охота не то за шпионами, не то за революционерами, не то за любовниками жены протекает динамично, Фандорин даже успевает укротить парочку львиц и погонять на мотоциклах и яхтах, разумеется, не забывая изрекать по ходу свои фирменные мудрые трюизмы. Вердикт? Весьма и весьма приемлемо. Немножко «спай-новел», немножко «роман-катастрофа», немножко терроризма и революционной романтики, немножко «пряной восточной эротики». Другое дело, что все это уже было — и шпиены с нафабренными усами, и жандармские полковники с усами нафиксатуаренными, и артистки в чадрах, и кунаки в газырях; не было разве, нет?
![](https://img.rl0.ru/afisha/c128x167/daily.afisha.ru/uploads/images/e/62/e62de81591f841219dfde79842a4a2cf.jpg)
«Попались» Льва Гурского
Коллекция из 11 рассказов — про то, как Воланд и компания выпускают в октябре 1917 года в Петрограде импортированный из Германии призрак коммунизма, про Бендера и Балаганова, которые умеют путешествовать во времени и случайно сталкиваются в кабинете Ленина, про Андропова и Рудольфа Абеля и т.д. Лев Гурский — это Роман Арбитман. Тот самый, который сочинил фальшивую — игровую — «Историю советской фантастики», сведения из которой тиражируются недобросовестными журналистами в качестве научных фактов, и собственную — тоже фальшивую (ну то есть игровую) биографию в качестве президента России, после чего не постеснялся издать ее в серии ЖЗЛ, подделав (ну то есть обыграв) оригинальный дизайн (после чего сделался ответчиком по судебному иску «Молодой гвардии»).