перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые рецензии «Афиши» Уэллс о генетике, роман Веронези, комедия О’Фаррелла

Архив

«Генетическая одиссея человека» Спенсера Уэллса

Спенсер Уэллс — генетик и антрополог, доктор наук из Гарварда и Стэнфорда — написал книгу, в которой внятно и даже, можно сказать, с огоньком объясняется, каким образом было бесспорно доказано существование общего африканского предка, как двадцать чукчей умудрились заселить обе Америки (им там действительно понравилось: «Это как если бы кто-то, в течение многих недель дрейфовавший на плоту в океане, вдруг попал бы в супермаркет») и почему расовые признаки возникли не после сотен тысяч лет обособленной эволюции, а совсем недавно — во время последнего ледникового периода.

Реконструировать самую раннюю — никак не задокументированную и скомпрометированную часто противоречащими друг другу археологическими ули­ками — историю человечества можно с помощью молекулярной биологии и популяционной генетики. Люди научились «извлекать прошлое» из крови наших современников.

 

«Сила прошлого» Сандро Веронези

37-летний детский писатель Джанни частенько ворчит по мелочам, однако в глубине души знает, что в жизни ему жаловаться не на что. Только вот однажды он садится не в то такси, и с этого момента жизнь его никогда больше не будет прежней, потому что от человека, который имеет обыкновение носить при себе пистолет, Джанни узнает, что отец его был — бэнг! — русским шпионом, засланным в Италию после Второй мировой, казаком, коммунистом — бэнг! бэнг! — самолично застрелившим настоящего итальянского офицера в сибирских лагерях, а еще — бэнг! бэнг! бэнг! — в кармане пиджака он обнаруживает записку: признание жены в неверности… Награжденная в Италии несколькими важными премиями «Сила прошлого» особенно любопытна для русских — потому что русские описаны здесь лестным, в общем-то, для себя образом — как люди, склонные и способные к «внесистемным решениям»; тут есть история про русского гроссмейстера, который, когда проигрывал, шокирующим образом просто выводил из игры своего противника прямым в челюсть. Ничем хорошим в плане перспектив на будущее это не заканчивалось, однако публика такие «решения» запоминала — и над уроками таких поступков задумывалась.

 

«Мужчина, который забыл свою жену» Джона О’Фаррелла

Непритязательная лондонская комедия с вторичным сюжетом:  мужчина в один прекрасный день вдруг перестает понимать, кто он; у него психогенная амнезия и, как следствие, кризис самоидентификации.

Здесь есть, правда, несколько забавных моментов — когда рассказчик, пытающийся извлечь пользу из мира, в котором он оказался, заводит в «Википедии» статью на свое имя — и просит уважаемых пользователей дополнять ее, кто чем может, в надежде побольше узнать о себе. Разумеется, ничем хорошим затея не кончается — сначала он переживает, что никому не нужен. Затем — когда подачу принимают шутники из числа его учеников и весь мир узнает, что до того как переменить пол и стать учителем истории в Южном Лондоне, он был «исландской Матой Хари», хозяйкой ночного клуба в Вест-Энде, известной своими сексуальными подвигами с дипломатами Восточного блока, — что ему уделяется чересчур много внимания. Ну да, историк без собственной достоверной истории — и это не только комичный парадокс одного лондонского неудачника, но и всеобщая проблема: «подсознательно мы все равно искажаем происходящее с нами», — и раз так, «истории нельзя верить».

Ошибка в тексте
Отправить