перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые рецензии «Афиши» «Маша Регина» Вадима Левенталя, «Музей революции» Александра Архангельского, «Не уходи» Маргарет Мадзантини, «Искусство видеть» Джона Бергера

Архив

«Маша Регина» Вадима Левенталя

Тут не просто «умелый рассказчик», «опытный раконтер»; тут чувствуется рассказчицкое, иначе не скажешь, величие; когда очевидно, что рассказчик мудрее, всеведущее, всесильнее даже своей гениальной героини — и, сам зная, что он единственный, кто может доставить ее тайну читателю, не то что не заигрывает с ним, а, наоборот, ведет себя несколько высокомерно и уж точно не унижается до выстраивания чего-то вроде «занимательного сюжета», «интриги»; это все ненужно, когда у вас есть героиня, которая заведомо трагичнее, сложнее, тоньше любого читателя беллетристики; героиня, чей внутренний мир представляет собой огромный, геометрически сложный собор, настолько пора­зительно совершенный, что каждое новое слово, каждый акустический сигнал, каждая эманация этого совершенства воспринимается как благо. У Левенталя слух зрелого поэта, легкие молотобойца и ум молодого математика; не остроумие, а ум именно, мудрость философа; это Мастер, настоящий, калибра раннего Битова; никогда не скажешь, что это дебютный роман человека, которому 31 год. Из Петербурга; это, пожалуй, кое-что объясняет.

 

«Музей революции» Александра Архангельского

В силу стечения обстоятельств главный герой, женатый историк, деловой интеллигент и патриотичный, если можно так выразиться, космополит влюбляется в замужнюю фам-фаталь — и с этого момент жизнь его уже никогда не будет такой, как прежде. Архангельский много чего умеет; это техничный, как учитель фехтования, писатель; что, однако ж, у него получается лучше, чем у кого-либо еще, — так это описывать симбиоз бизнеса и интеллигенции. Автор — и по «Цене отсечения» видно было, и по «Музею» — хорошо знаком с материалом, и у него есть ком­плекс идей, связанных с его освоением, а также соответствующая рассказчицкая манера: повествование, с одной стороны, насыщается экшеном, с другой, подчеркнуто «интеллигентно». Противоречия между бизнесом и интеллигенцией, разводит руками автор, мнимые, почвы для конфликта нет. Все так; и правда, что современность — исторична, а история — современна; и что научимся обретать прошлое — попадем в будущее, презираем его — не попадаем. И, несомненно, всем этим «парадоксам» можно и даже нужно посвятить цикл острых телепрограмм с заведомо хорошим рейтингом; но роман в 500 страниц?

 

«Не уходи» Маргарет Мадзантини

Роман — очень большой бестселлер в Италии и вообще Южной Европе, полтора миллиона копий, и не только благодаря экранизации с Пенелопой Крус — представляет собой монолог немолодого хирурга, обращенный к человеку, который не в состоянии услышать его физиологически, но теоретически может импортировать информацию неким спиритуальным образом к его до­чери-подростку, которая после автоаварии оказалась в коме. Перед нами исповедь итальянского буржуа, обычно надежно закованного в броню профессии, своей социальной страты и культуры; однако дважды в его жизни происходят экстраординарные события, обнажающие его, раскрывающие светлые и темные его стороны: авария дочери и встреча с женщиной из другой — низшей — касты.

 

«Искусство видеть» Джона Бергера

Вопрос об искусстве прошлого — вопрос политический. Искусство есть пропаганда существующей социальной системы и ее ценностей, оправдание власти, иерархии, неравенства. Даже когда на картине изображена всего лишь обнаженная женщина, это все равно история про собственность: мужчина, заказчик и/или хозяин картины, обозначает себя в качестве собственника — в том числе и женского тела. Масляная живопись — сделавшая «с видимым миром то, что капитал сделал с социальными отношениям» — подает зрителю сигнал о том, кто в доме хозяин и каковы его представления о том, как все устроено. «Искусство видеть» — небольшая книжица, в которой текста примерно столь­ко же, сколько иллюстраций; автор рассказывает истории и в словах, и в образах, за счет монтажа (собственно, книга изначально была коротким телесериалом на Би-би-си). Несомненно, 40 лет назад, в момент публикации, бергеровские призывы к бдительности выглядели более шокирующими; но факт — диапазон возможностей интерпретации хрестоматийных картин после этой книги расширяется.

Ошибка в тексте
Отправить