перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые рецензии «Афиши» «Чечня. Год третий» Джонатана Литтелла, «Свобода» Владимира Козлова, «Морские звезды» Питера Уоттса, «Гумилев, сын Гумилева» Сергея Белякова

Архив

«Чечня. Год третий» Джонатана Литтелла

Джонатан-«Благоволительницы»-Литтелл — тот тип независимого наблюдателя, которого вы захотели бы назначить своими глазами и ушами: компетентный, хорошо образованный, умеющий передать сюрреалистическое ощущение от посиделок в грозненской «Шоколаднице» на проспекте Путина, — утверждает, что Чечня действительно радикально, неузнаваемо изменилась после войны; и очень значительную роль в этом сыграл Кадыров — у которого, похоже, есть своя (доставшаяся ему от отца) долгосрочная политика — и который «со всей его экспансивностью, с его манией величия и насилием как будто бы руководствуется более глубокими мотивациями, чем личная власть или выгода». Литтелл описал — странным образом нужно было дожидаться заезжего иностранца, чтобы понять, как там все на самом деле устроено, — этот крайне любопытный в политическом отношении режим, столпами которого являются террор, реконструкция, кооптация и ислам.

 

«Свобода» Владимира Козлова

Вот что, спрашивается, можно сделать из истории про непримечательного бизнес­мена 90-х, который сначала руководил сетью шарлатанских клубов саморазвития личности, а затем пошел в политику (неудачно), после чего куда-то пропал? Правильно, ничего; ни начала, ни конца, ни, в общем, самой истории — типично козловский, в общем, материал; это писатель (в чьем активе уже десяток, что ли, книг — начиная с пресловутых ад-маргинемовских «Гопников», «Школы» и «Варшавы»), которого совершенно не смущает, что у других его коллег обычно есть такая вещь, как сюжет. Козлова интересует только эпоха со всеми ее деталями и, в меньшей степени, характер рассказчика; сам автор, впрочем, все-таки пользуется словом «история» — «история о девяностых, о том, что люди делают с доставшейся им свободой — и что свобода делает с людьми».

 

«Морские звезды» Питера Уоттса

Первый роман автора «Ложной слепоты». Середина нашего столетия. Ко дну Тихого океана, очень глубоко, прикреплена станция, построенная некой корпорацией, качающей с места выхода магмы на поверхность океанической плиты геотермальную энергию. Станция населена странными людьми-амфибиями, претерпевшими хирургические биоинженерные операции, чтобы приспособиться к проживанию в воде и под чудовищным давлением. Их жизням постоянно угрожает опасность — сама конструкция выглядит крайне ненадежной, а разного рода исполинские агрессивные подводные существа атакуют людей при каждом удобном случае. Атмосфера на станции нездоровая, ­истеричная — и поэтому не особо удивляешься, когда выясняется, что для работы здесь нарочно были отобраны психи или преступники, которым на суше все равно терять нечего; все они — материал для экспериментов, цель которых — узнать, как психика трансформируется в агрессивной среде и в условиях сенсорной депри­вации, не является ли такого рода клаустрофобич­ное пространство идеальным местечком для насильственного преобразования несчастных существ в счастливых и насколько далеко можно отодвинуть момент, когда человек под воздействием внешних факторов окончательно перестает быть человеком?

 

«Гумилев, сын Гумилева» Сергея Белякова

Исчерпывающая, «окончательная» биография создателя  пассионарной теории этногенеза. Автор решил не концентрироваться на отдельных аспектах личности своего клиента — и изложить в одной книге все, имеющее отношение к феномену Льва Гумилева. Из-за этого книга получилась «чересчур толстой» — чересчур, потому что вряд ли найдутся читатели, которым одинаково интересны и от­ношения Льва Николаевича с матерью, и научное творчество, и описание лагерного опыта; надо бы, да уж, сузить.

 
Ошибка в тексте
Отправить