перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые рецензии «Афиши» «Увидеть русский бунт» Алексея Иванова, «1Q84. Книга третья» Харуки Мураками, «Кровоточащий город» Алекса Престона и «(Нео)сознанное. Как бессознательный ум управляет нашим поведением» Леонарда Млодинова

Архив

«Увидеть русский бунт» Алексея Иванова

«Русский бунт» позиционирован, выглядит и стоит как «фотокнига» — много иллюстраций, крупный формат, разворотная верстка, напоминающая парфеновские «Намедни» и их совместный «Хребет России»; на самом деле это настоящая, «нормальная» книга, в первую очередь для чтения и уж затем для рассматривания — сто пятьдесят примерно эссе, привязанных к местам. По существу, «Бунт» — это такой исторический путеводитель по всем этим имеющим отношение к пугачевщине микропространствам России. В широком смысле — от Хивы до Болотной площади, от Верхней Утки до Волгограда, от Бутырки до Тоцкого полигона. Каждому месту — и каждой «идентичности» — посвящено эссе: хроника событий пугачевской эпохи, местные анекдоты плюс краткое описание современного положения дел — как консервируется память о травме и каковы перспективы территории в новом историческом контексте.

 

«1Q84. Тысяча невестьсот восемьдесят четыре. Октябрь-декабрь. Книга 3» Харуки Мураками

Правда ли, что декабрь — та точка, где история мира 1Q84 заканчивается? Не факт. Во-первых, книга снабжена многозначительным уведомлением «конец третьей книги» — а вовсе не просто знаком «конец». Во-вторых, огромное количество боковых сюжетов остались не то что даже незавершенными — брошенными. Сам Мураками, что характерно, на вопросы интервьюеров о возможности появления четвертой части начинает мяться, совершенно по-бузыкински: не будем принимать скоропалительных решений, надо все еще раз взвесить — и уж тогда… Что тогда? Как можно все это «объяснить»? Не понимаем — однако ж чувствуем, что у реальности есть такие свойства, которые могут быть выявлены только писателями — ни физики, ни математики тут ничего сделать не могут. Мы видим, что между нашим, привычным, и чудесным потусторонним мирами существует регулярное сообщение, и теоретически, наблюдая за контактами, можно прийти к выводам о том, что и тот, другой, мир подчиняется некоторым закономерностям. Во всяком случае те, кто умеет ждать и слушать, обычно дожидаются послания.

 

«Кровоточащий город» Алекса Престона

Чарли Уэйл — выходец из низов среднего класса, почти поэт, с высокими, во всяком случае, духовными запросами молодой человек, — как и многие в наши дни, мечтает обеспечить себе известные материальные блага. Кстати, он влюблен во француженку, чьи духовные запросы не менее высоки — однако и ей также хотелось бы беспрепятственно потреблять товары из сектора «лакшери». К несчастью, дебют Чарли в финансовой сфере — он только что устроился в лондонском Сити на должность финансового трейдера — приходится на кризис 2008 года. Лондон всегда был колоссальной машиной соблазнения «малых сих», но уж теперь-то, в момент окончательного, судя по всему, крушения капитализма, город превращается в фантастическую фабрику по уничтожению чистых душ, пространство чистого зла. Душа героя кровоточит, бонусы горят синими пламенем: какие там загородные коттеджи с двумя гаражами, какие там катера и яхты…

 

«(Нео)сознанное. Как бессознательный ум управляет нашим поведением» Леонарда Млодинова

Нынешняя (2012) млодиновская тема — странные поступки. Результаты проведенных психологами, социологами и прочими «британскими учеными» экспериментов свидетельствуют, что люди очень часто принимают парадоксальные решения. Они склонны вступать в брак с однофамильцами, выбирать для приобретения акции компаний, чьи названия легче произносятся, и выполнять просьбы тех, кто до них дотрагивается. (Хороший, кстати, перевод: «Почему женщины, которых коснулись, оказались в два раза более склонны соглашаться на свидание? Думали ли они: «М-м, Антуан-то как трогает расчудесно, может, и впрямь стоит как-нибудь раздавить с ним бутылочку бордо в Bar de l’Ocean?») Увидев транспарант, призывающий отказаться от пьянства, они начинают покупать не меньше, а больше алкоголя. Услышав про себя, что они бестолковые, в самом деле становятся такими (дети, по крайней мере; есть даже, оказывается, термин — «самореализующееся пророчество»). Они готовы прыгнуть в колодец — именно что просто так, за компанию. И вот чем, спрашивается, они руководствуются, принимая такого рода странные решения?

Ошибка в тексте
Отправить