перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые рецензии «Афиши» «Лимонов» Эмманюэля Каррера, «Революция 2.0» Ваэля Гонима, «Кто и как изобрел страну Израиля» Шломо Занда, «Августовские пушки» Барбары Такман

Архив

«Лимонов» Эмманюэля Каррера

Со стороны кажется, что этого просто не может быть, что это как если бы Михаил Шишкин написал биографию Джонни Роттена и получил за это премию «Большая книга»: чистый абсурд. На самом деле Каррер, во-первых, был знаком с Лимоновым с 80-х, во-вторых, сам имеет русские корни, в-третьих, он сын Элен Каррер д’Анкосс, историка-советолога, и двоюродный брат Пола Хлебникова — то есть прекрасно понимал, в какой материал сует нос. Самое удивительное в Каррере — как он умудрился учуять героя, свободно конвертируемого из одной культуры в другую, и отчаянный дефицит которого та, первая, испытывает, сама того не зная. Представьте себе, что вам нужно выбрать себе какого-то практически неизвестного — ну разве что совсем чуть-чуть — иностранца, живого нашего современника, и написать его биографию — такую, чтобы ваш президент заявил, что теперь это его настольная книга, а ваши соотечественники скупили 300000 экземпляров, и теперь ее переводят на все языки мира. Каррер, писатель с тридцатилетним стажем, не впервые исследующий патологически странных персонажей («Изверг»), поставил не то что даже на темную лошадку — а на какого-то Конька-Горбунка, и сорвал буквально миллион евро, вторую по статусу во Франции, после Гонкуровской, премию Ренодо, панегирик Саркози; по-видимому, образ последовательного бунтаря, всю жизнь презиравшего стандартные западные буржуазные добродетели, стоит действительно дорого. И все это, ну надо же, о ком? О Лимонове — о «нашем Лимонове», про которого мы-то знаем все, от гостиницы «Уинслоу» до Сыров: и биографию, и сегодняшний контекст, и перспективы, и миф. Зачем, думали, про него писать — и так ведь «все понятно». Не все, как выяснилось.

 

«Революция 2.0» Ваэля Гонима

Ваэль Гоним — «человек с некоторым опытом в маркетинге», штатный работник Google, сам живет в Дубае с египетским паспортом, родители в Саудовской Аравии, женат на американке — выпустил к первой годовщине тахрирской революции «документальный роман», «хронику арабской весны». Сам он был, некоторым образом, Адонисом этой самой весны: основал на фейсбуке страничку, где додумался сочинять от имени только что убитого спецслужбами политического активиста. По сути, перед нами очень плохой «роман» и очень любопытный — сразу с двух сторон — документ. С одной стороны, как свидетельство цукербергизации Египта, история о том, как при помощи новейшего высокотехнологичного инструмента произошла быстрая дестабилизация региона.

 

«Кто и как изобрел страну Израиля» Шломо Занда

Шломо Занд — израильский историк-еретик, чья предпоследняя книга, «Кто и как изобрел еврейский народ» (2008), произвела в Израиле эффект, сходный с публикацией в XVI веке «О вращении небесных сфер» Коперника. Никакого единого еврейского народа не существует, концепция евреев как единого народа-расы была изобретена в XIX веке, и основана она на фальсификациях и замалчивании еще недавно общеизвестных документов. То есть мифология (библейская или талмудическая) — это одно, а реальная история — другое; путать их можно, но лучше по крайней мере делать это сознательно.  В своей новейшей книге профессор Тель-Авивского университета описывает, как после национального мифа евреи создали себе миф территориальный — концепцию Эрец-Исраэль, Государства Израиль — и как такого рода мифотворчество использовалось для практической геополитики.

 

«Августовские пушки» Барбары Такман

К грядущей годовщине начала Первой мировой уже возник издательский вулкан, извергающийся книгами о том, почему случилось событие, определившее весь ход ХХ века, непосредственно до фукуямовского «конца истории». В «Августовских пушках» — исторической классике (книга в 1962-м была награждена Пулицеровской премией и стала большим бестселлером) — описы­вается не вся война целиком, а непосредственно предшествовавшие ей события и первый месяц, ключевые тридцать дней, которые определили весь последующий ход Первой мировой.  Вы знаете такие книги — совершенно не обязательно интересоваться военной историей, чтобы читать их; просто проза очень хорошая — и автор бесконечно остроумный: большая охотница до курьезных эпизодов, странных фактоидов и bons mots.

 

Ошибка в тексте
Отправить