Новые рецензии «Афиши» Новый роман Джоан Ролинг, «Жестокий континент. Европа после Второй мировой», история Шотландии Шона Коннери
«Случайная вакансия» Джоан Ролинг
Роман начинается со смерти 42-летнего члена приходского совета Барри Фейрбразера; знакомые покойного крайне взбудоражены этой скоропостижной смертью, однако существенны не причины — как в детективе, — а последствия. Интрига в том, что сосед старинной и богатой деревни Пэгфорд — относительно новый, крайне неблагополучный пролетарский район Филдс. И то ли Пэгфорд сможет юридически избавиться от этого Филдса — как хотела бы правоконсервативная часть общины, то ли возьмет на себя ответственность за всех этих наркоманов, проституток, истериков и хулиганов, которые такие не потому, что от природы — низшая раса, а потому, что все их бросили… На кого похожи дети, выросшие на «Гарри Поттере», клюнувшие теперь на имя автора — и решившие поискать там взрослых гарри и ронов? На жертв заклятия «Петрификус тоталус», по-видимому. Представьте себе, что Эдуард Успенский написал «Архипелаг ГУЛАГ» — есть там кто-то похожий на Чебурашку и Дядю Федора? Ну есть, наверное.
«Жестокий континент. Европа после Второй мировой» Кита Лоу
Свежая, 2012 года, книга английского историка про то, что происходило в Европе сразу после Второй мировой войны — и до того, как она вновь, в 1950-х, стала более-менее цивилизованным пространством. Лоу показывает, что основа фундамента, на котором была построена послевоенная Европа, — никакая не толерантность, а месть; и здесь есть о чем рассказать. Как чехи заставляли немцев носить на спине свастику и запрещали заходить в парикмахерские и кинотеатры; как поляки заталкивали пленных немцев в своих уже лагерях в трупный гной — и те буквально тонули там; как югославы сбрасывали итальянцев живыми — тысячами — в глубокие пропасти; как в Норвегии считали всех детей, рожденных от немцев, слабоумными — и обращались с ними соответствующим образом. Как — намеренно — был создан миф о том, что вину за все военные преступления несут исключительно немцы, а вся прочая Европа освобождается от ответственности за зло, себе причиненное. Как побежденные всех мастей — от норвежцев до итальянцев — придумывали истории о зле, причиненном им во время Второй мировой.
«Быть шотландцем» Шона Коннери и Мюррея Григора
Не автобиография; ну или не такая автобиография, какую хочется прочитать всякому, кто смотрел «Голдфингера», третьего «Индиану Джонса» и «Скалу». Да, мы узнаем, что автора беспокоит деградация лейбористских ценностей при Тони Блэре, что у него есть татуировка «Папа и мама», что когда он работал полировщиком гробов, то из-за дефицита времени ему приходилось оставаться в мастерской и ночевать в гробу, что в Эдинбурге его тошнит от посредственности современной архитектуры, что в школе за проступки его били плеткой по рукам и что в молодости он играл Вронского в «Карениной» и Раскольникова в «Преступлении и наказании», а вот роль Бонда упоминается здесь от силы раза три. В целом же книжка полностью соответствует названию — потому как это история Шотландии. Авторизованная — но никак не дилетантская: может быть, его друг Умберто Эко написал бы лучше, но Коннери, несомненно, в высшей степени осведомленный и хорошо разбирающийся в искусстве, архитектуре, живописи и литературе автор; по крайней мере его очерк словесности — от Оссиана и Стивенсона до Иэна Рэнкина и Ирвина Уэлша — безупречен.