Новые рецензии «Афиши» «Пятьдесят оттенков серого» Э.Л.Джеймс, «Дом странных детей» Рэнсома Риггза и «Достичь небес» Ричарда Брэнсона
«Пятьдесят оттенков серого» Э.Л.Джеймс
Эта англичанка знает что-то такое, что заставляет миллионы людей вести себя экономически нерационально, — потому что инвестировать деньги и время в описания оргазмов и девичьих влажных фантазий, особенно в эпоху бесплатного вайфая, с точки зрения традиционных представлений о жизни неразумно; меж тем сорок миллионов уже сделали это, и значит, есть некий секрет — вопиющий о разгадке. Кристиан Грей позиционирует себя как «доминант» с садистскими склонностями, но на деле склонность к садизму проявляют не столько герои Э.Л.Джеймс, сколько ее хайбрау-читатели — о, с каким удовольствием они выуживают из романа фразы, которые легко квалифицировать как пошлые, банальные. Боже, ну и ну, женщина, покорившая Эверест вульгарности, неслыханно. Все так, но, во-первых, общество само определяет уровень приемлемой вульгарности, никакой абстрактной планки здесь не существует; во-вторых, ярлыки имеют тенденцию отклеиваться, а в-третьих, они ничего не объясняют. Почему одна из самых скучных книг в мире — ей-богу, инструкция по использованию презерватива покажется гораздо более захватывающей — стала Главным Бестселлером Всех Времен? Очевидно, что перед нами продукт эволюции всегда хорошо продававшегося английского дамского романа — из той же серии, что «Джейн Эйр», «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» и «Дневник Бриджит Джонс».
«Достичь небес: Аэронавты, люди-птицы и космические старты» Ричарда Брэнсона
В хорошем научпопе образ рассказчика — важнейший элемент повествовательной конструкции; именно поэтому мы готовы платить за книги Ричарда Докинза, Малкольма Гладуэлла или Алексея Иванова, даже если отродясь не интересовались темами, о которых они рассуждают. Ричард Брэнсон — эксцентричный английский миллионер, финансист, владелец самолетов, воздушных шаров и звездолетов, благотворитель, телезвезда, бизнес-гуру и авиатор. Когда он говорит, что «история первопроходцев… это в какой-то степени и моя история», это правда. Он сам установил несколько воздухоплавательных рекордов, владеет авиакомпанией «Верджин Атлантик» и много лет финансирует создание космических кораблей. Считается, что будущее космического туризма связано не с полетами на МКС, а с брэнсоновским суборбитальным космическим самолетом SpaceShipTwo. Пару лет назад он написал очень познавательную, очень живую, очень увлекательную — и, можете смеяться, чрезвычайно вдохновляющую — историю воздухоплавания, авиации и космонавтики. Дедал, Монгольфье, Чарлз Линдберг, Говард Хьюз, Вернер фон Браун, Базз Олдрин — вряд ли в какой-то другой сфере человеческой деятельности сыщется так много идеальных персонажей. Ей-богу, такие книги — раз уж гагаринская автобиография «Дорога в космос» кажется нынешнему поколению устаревшей, а том-вулфовская «Нужная вещь» слишком американской — надо дарить всем подросткам на день рождения; всем от этого будет только лучше.
«Дом странных детей» Рэнсома Риггза
У автора странное хобби — он коллекционирует выисканные на блошиных рынках фотокарточки незнакомых людей, заснятых так, что в них чувствуется — стопроцентно чувствуется — нечто «странное». Поначалу он собирался всего лишь издать альбом этих зловещих снимков — однако редактор посоветовал ему придумать на основе этого материала историю; Риггз внял совету — и сочинил готическую фантазию, напоминающую одновременно романы Нила Геймана, Патрика Макграта, Денниса Лихейна и бог весть кого еще. Джейкоб Портман — подросток из Флориды. Странные фотографии, найденные в архиве его деда, погибшего при подозрительных обстоятельствах, приводят его на уэльский остров, где он обнаруживает заброшенный дом, населенный сверхъестественными существами, удивительным образом родственными ему. Люди, оказывается, делятся на две неравные категории — обычные и необычные, обладающие паранормальными способностями. Обычные люди склонны чураться «крипто сапиенсов» — и поэтому те вынуждены создавать анклавы, внутри которых им удобно проживать; как правило, эти гетто отделены от обычного мира не пространственными, а временными барьерами; например, петля времени, в которую попадает, по следам своего деда, Джейкоб, — 3 сентября 1940 года, вечно повторяющийся день сурка.