перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые рецензии «Афиши» «Математик» Александра Иличевского, «Ось мира. Медынское золото» Святослава Логинова, «Бояться нечего» Джулиана Барнса, «Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги» Джона Хокинса

Архив

Александр Иличевский «Математик»

Беллетризованный трактат о гениальности и победе над смертью. Еще один типично «иличевский», примыкающий к «Матиссу» и «Персу», роман — про «замечтавшегося» естественника, сознательно разрушившего собственную жизнь при попытке разрешить мучающую его (трудноуловимую для посторонних) гуманитарную мысль.  Математик, только что получивший Филдсовскую медаль, намеревается научиться воскрешать мертвых с помощью математики и генетики; его ближайшая задача — расшифровать генный код своих предков; ради этого он предпринимает путешествие по местам, где жили и умерли его родственники, и пытается покорить один семитысячник. За Иличевским трудно угнаться — его фразы (да и сюжеты) производят впечатление перетекающих друг в друга не то формул, не то иероглифов; тут  с самого начала попадаешь внутрь «слепящего тумана», внутрь «стремительной структуры, пронизанной лучами интуиции»; читателю-нематематику  не вполне ясно, о чем этот роман, что именно означает тезис о тождестве ландшафта и сознания, какую конкретно мысль хотят разрешить автор с героем; однако интеллектуальная деятельность этой компании в любом случае завораживает.

 

Святослав Логинов «Ось мира. Медынское золото»

Новая книга от автора «Многорукого бога Далайна» и «Света в окошке» — две не связанных друг с другом повести. Первая — про потерпевшего поражение в войне чародеев странствующего мага, оказавшегося на острове, через который проходит Ось мира. Намереваясь набраться сил для мести, он исследует это тревожное место — и обретает там не только силу, но и мудрость. Победив нескольких противников и заново, по справедливости, перераспределив  магические артефакты, он открывает новые возможности людям, которые отныне «смогут полететь к звездам. «Золото» — трибьют Н.Перумову, 250-страничная хроника конфликта лесных колдунов и Наманского царства, которое они, колдуны, завоевывают; битвы, взятия крепостей, предательства, отношения с пленными, засады,  шпионаж, дележ добычи между союзниками; военная проза. Это очень странный — представляющий собой исчерпывающе подробное описание некой альтернативной реальности — текст,  употреблять который следует исключительно людям, имеющим вкус к такого рода литературной диете; вкус и, главное, опыт; не дай бог новичку сунуться в колдовское фэнтези.

 

Джон Хокинс «Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги»

Еще одна книга о том, что мир в последние годы радикально изменился: Англия и Америка зарабатывают больше денег на музыке и кино, чем на производстве автомобилей; и раз так, мы вступаем в эпоху «креативной экономики», когда главная ценность — идеи, способность к творчеству, интеллектуальный капитал. Возможно, лет десять назад такая книга выглядела свежим манифестом, но теперь это скорее констатация и так очевидных фактов. Хуже того, автор — да, «гуру креативной экономики», но весьма посредственный рассказчик, никак не Талеб и не Малкольм Гладуэлл; повествование перегружено статистикой, шутки неостроумные; странно, когда такой бухгалтер, не сказать зануда, рассуждает о том, что такое творчество.

 

Джулиан Барнс «Бояться нечего»

Огромное, на 400 почти страниц, эссе о смерти, куда инкорпорированы  анекдоты из барнсовской жизни, байки о его родителях, истории из жизни французских писателей и русских композиторов, воображаемые диалоги с читателями и критиками; много цитат из Флобера и Жюля Ренара (французская литературно-философская традиция всегда была для Барнса удобным интерфейсом, позволяющим размышлять о чем-либо с большей степенью абстрактности, чем обычно принято у англичан). Теоретически «Нечего бояться» можно назвать автобиографией — здесь много очень личной информации об авторе — но, парадоксальным образом, неавторизованной; сам Барнс, во всяком случае, прямо заявляет, что нет, это не автобиография. Барнс все время так или иначе крутится вокруг темы смерти — но не претендует на то, чтобы закрыть тему; это не окончательная-правда-о-смерти или, там, пособие-по-искусству-умирать-достойно; что Барнса на самом деле интересует, так это характеры людей, как они раскрываются перед лицом смерти; а еще — Бог, правда, память, воображение, лицемерие, искусство. В любом случае Барнс не скрывает, кто он: не просто частное лицо, но писатель, который всю жизнь выдумывал неправду для того,  чтобы высказать какую-то Правду.

Ошибка в тексте
Отправить