перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые рецензии «Афиши» «Псоглавцы» Алексея Маврина, «Медведки» Марии Галиной, «Кадавр» Мэри Роуч и «Новое дворянство» Андрея Солдатова и Ирины Бороган

Архив

«Кадавр. Как тело после смерти служит науке» Мэри Роуч

Роуч присутствует при обработке 40 отрезанных голов, Роуч интересуется, что будет, если прибить отрезанную руку к деревяшке, Роуч выясняет, можно ли (и стоит ли) употреблять мертвецов в пищу в лечебных целях, Роуч сообщает о своих планах подмигнуть студенту, который будет разделывать ее труп (действительно, почему бы не подумать о скелете, если «мне сорок три, и на меня уже смотрят без восторга»), Роуч умудряется быть кокетливой, даже рассказывая о технологии извлечении мозга из мертвой головы… Третья на русском книга великой американской журналистки Мэри Роуч — которая про секс и которая про космос. Тоже нон-фикшн, тоже на очень странную тему (как трупы используются в научных исследованиях — история вопроса, сегодняшнее положение дел и перспективы), тоже основной способ изложения — не пересказ фактоидов из «Википедии», а репортаж из мест, где что-то происходит.

 

«Новое дворянство» Андрея Солдатова и Ирины Бороган

Солдатов и Бороган — журналисты, много лет наблюдающие за действиями спецслужб («Новая газета», «Известия», «Версия», agentura.ru). Им пришло в голову, что интересно познакомить людей с азами — как вообще устроена спецслужба, которая фактически управляет Россией, но при этом прилагает максимум усилий, чтобы не светиться. По какому принципу одни там борются с терроризмом, другие с экстремизмом, третьи с оборотом наркотиков, четвертые возят плутоний-210 за границу, а пятые — гек­соген в Рязань. Эта очень живо написанная (много курьезных примеров, много эффектных фактов) и крайне познавательная книга состоит из небольших очерков: краткая история постсоветских спецслужб, спецслужбы и спорт, спецслужбы и банки, спецслужбы и «несогласные», спецслужбы и кино, спецслужбы и культ Андропова. Авторы показывают, как все функционирует в обычном режиме — и как все это перестает функционировать в чрезвычайных обстоятельствах («Норд-Ост», Беслан). Существеннее всего — точно выбранный жанр, это именно очерк, а не как обычно: не манифест про кровавую гэбню, не конспирологический трактат о тайном ордене, не летопись-хроника и не корпоративный панегирик.

 

«Псоглавцы» Алексея Маврина

«Мистический триллер» от отечественного производителя. Экстремально жаркое лето, горят торфяники, дымка, лес; трое молодых москвичей едут в глухую заволжскую деревню, чтобы выполнить странную ­работу, на которую их отобрали по интернету. Все трое сфор­мировались внутри городской, голливудско-сетевой культуры, и сами знают, что похожи на персонажей из «Крика» и «Ведьмы из Блэр». Ужаснее «мистики» — тотально чужеродная социальная среда: агрессивная, деградировавшая ниже всех вообразимых представлений «деревня», которая только формально такая же Россия, как Москва. Каждый обитаемый дом кишит ­эксцентричными персонажами, со стены заколоченной церкви смотрит псоглавый святой Христофор, а иногда стена пустеет и…

«Псоглавцы» — роман с паранормальными, что называется, явлениями, од­нако выдавать его за какой-нибудь «первый отечественный триллер мирового уровня» нелепо. Как раз как собственно триллер, «роман об ужасном», «Псоглавцы» не представляют из себя ничего особенного.  Основа романа — не сверхъестественный антураж, а история о конфликте двух миров…  Умный, нескучный, «атмосферный», хорошим русским языком написанный триллер о том, до какой степени разные миры — Москва и все остальное.

 

«Медведки» Марии Галиной

И не фантастика, и не реализм, и не комедия, и не трагедия, и не притягивает, и не отталкивает. Читается хорошо, но идентификации не поддается. Немолодой, муракамиподобный, меланхоличный рассказчик занимается странным бизнесом: он оформляет фантазмы своих клиентов как (квази-)литературные произведения. Однажды к нему обращается необычный заказчик, требующий выдумать ему не просто альтернативную биографию, но семейную историю, семью вообще.

 

Сюжетные линии разбегаются, но роман не распадается: сюжеты склеены за счет слюны рассказчика, особой, связывающей слова секреции.

Ошибка в тексте
Отправить