Новые рецензии «Афиши» «Сокровища валькирии» Сергея Алексеева, «Горящая колесница» Миюки Миябэ, «Бездумное былое» Сергея Гандлевского, «День, когда мы открыли Солнце» Марка Андерсона
![](https://img.rl0.ru/afisha/c128x204/daily.afisha.ru/uploads/images/7/61/761ffed809c44f56ac6789a7694eb333.jpg)
«Сокровища валькирии. Птичий путь» Сергея Алексева
Главный герой романа, Алексей, — человек с паранормальными способностями, умеющий превращать медно-никелевые монеты в золотые и одаривающий красивых женщин оригинальной ювелирной продукцией. Он изобрел альтернативное топливо — соларий, и за ним охотятся спецслужбы России и еще нескольких стран. Да-да, это продолжение, седьмая книга грандиозной, печально известной, «той самой», издававшейся в 1990-е астрономическими тиражами серии «Валькирия»: многотомной саги бывшего сибирского милиционера, а ныне вологодского писателя-неоязычника о широкомасштабных мифогенных акциях потусторонних сил, активно вмешивающихся в современный политический и экономический контекст.
![](https://img.rl0.ru/afisha/c128x180/daily.afisha.ru/uploads/images/1/c6/1c6be303630f4b04a236825a568929e9.jpg)
«Бездумное былое» Сергея Гандлевского
Что на самом деле, по-видимому, интересует С.М.Гандлевского — так это не разбирательства с собственным прошлым, а создание идеальной прозы; а если строительным материалом тут оказывается его собственная частная жизнь — ну так что с того, в конце концов, что может быть естественнее для поэта-лирика, эгоцентрика по определению. Тщательно, едва ли не с брезгливостью, как для стихотворения, отобранные слова — и тщательно отобранные события; ритмизованная проза — и ритмизованная, ретроспективно, жизнь.
![](https://img.rl0.ru/afisha/c128x200/daily.afisha.ru/uploads/images/1/6f/16f06ee8bb8941bbbb5a424aee0eda59.jpg)
«Горящая колесница» Миюки Миябэ
М.Миябэ — японская дама, изобретающая детективные романы; после того как их количество перевалило за четвертый десяток, ими заинтересовалось русское издательство — и теперь, надо полагать, банковский счет сочинительницы будет регулярно пополняться роялти из России; видит бог, она того заслуживает. Это детективы, похожие на равенсбургеровские пазлы: честные, настоящие, классические, без выкрутасов; из тех, что консервативные читатели любят «решать» в отпуске, раз уж жанр кроссворда в последнее время деградировал. Дело происходит, не поверите, в Японии. Отставной, с простреленной ногой, инспектор полиции Хомма Сюнскэ по просьбе своего родственника разыскивает его исчезнувшую невесту.
![](https://img.rl0.ru/afisha/c128x203/daily.afisha.ru/uploads/images/4/e0/4e06b6fca8c54096a63084394b999cd7.jpg)
«День, когда мы открыли Солнце. Потрясающая история об ученых XVIII века, наблюдавших за прохождением Венеры по диску Солнца» Марка Андерсона
В начале XVIII века Эдмунд Галлей осознал, что нечасто случающиеся «мини-затмения» — прохождения по диску Солнца планет Солнечной системы — могут при должном уровне наблюдений предоставить материал для вычисления точного расстояния от Земли до Солнца и в целом размеров Солнечной системы. Обладание подобного рода сведениями давало существенные преимущества и при ориентации на Земле — что в эпоху, когда определение астрономической долготы представляло собой проблему, было крайне важным не только для науки в целом, но и для перспектив морских держав эффективно управлять своими колониями. Галлей догадался, что идеальным материалом для отслеживания была бы Венера, однако ему не суждено было вычислить параллакс, выведя его из данных хронометража: следующий раз Венера должна была пройти по диску Солнца аж в 1761 году, когда Галлею было бы 105 лет. Он не дожил до этого события, но сумел донести до научного сообщества его важность. В результате в 60-е годы XVIII века произошел научный бум, последствия которого ощущаются и сейчас.