перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые рецензии «Афиши» «Дикобраз» Джулиана Барнса, «Солнечная» Иэна Макьюэна, «Смерть белой мыши» Сергея Костина и «Город в теории» Елены Трубиной

Архив
[альтернативный текст для изображения]

Джулиан Барнс «Дикобраз»

Барнс — представляете, в 1992-м, когда Запад праздновал «конец истории» и стоя аплодировал Горбачеву, — умудрился выслушать вторую, заведомо лишенную права голоса сторону; взглянуть на вещи непредвзято — и показать, что роль империи зла, навязанная Восточному блоку Западом, не соответствовала действительности; что Запад просто разрушил другую, альтернативную культуру, очень далекую от демократических идеалов, которая, однако, была вполне жизнеспособна и обеспечивала интересы народов Восточной Европы уж получше, чем с помпой проданный им капитализм. То есть Барнс не то что, там, «сумел показать трагедию Восточной Европы после крушения социализма» — нет, он расставил акценты и дал понять, что история повторяется, что нынешний показательный процесс ничем не лучше сталинских…  Замечательный роман, издание которого следовало бы спонсировать компартии (какой бы дикостью это ни звучало по отношению к Барнсу).

 
[альтернативный текст для изображения]

Иэн Макьюэн «Солнечная»

Главный герой «Солнечной» Майкл Биэрд — один из самых смешных и отвратительных персонажей мировой литературы. Он лауреат Нобелевской премии по физике — но это было в молодости; теперь ему за 50, и из подлинного ученого он сначала превратился в околонаучного чиновника, а затем и бизнесмена-мошенника, укравшего у своего погибшего сотрудника оригинальную идею… «Солнечная» — фарс, настоящий стопроцентный фарс. Фарс этот — и очень большой бестселлер, и вообще самый резонансный британский роман 2010 года — иногда позиционируют как «роман о глобальном потеплении». Так оно и есть (глобальное потепление — по Жижеку: «ситуация катастрофическая, но не серьезная» — очень подходящая тема для комедии; отсюда выдающаяся «арктическая» глава, где сначала у героя отмерзает член, а затем его — героя — чуть не сжирает белый медведь), но не буквально.

 
[альтернативный текст для изображения]

Сергей Костин «Смерть белой мыши»

Пако Аррайя — агент советской, а потом российской внешней разведки, в 1980-е через Кубу заброшенный в США. Теперь — после Франции,  Афганистана и Индии — он едет в Эстонию: защитить подавшего сигнал бедствия бывшего агента советской разведки.

 

Как всегда в этой серии, герой двигается в своем, особенном ритме — не совпадающем с общепринятым в шпионских романах. То есть основные правила игры соблюдаются: запутанная интрига, уровень саспенса постоянно близок к критическому, подозрительно выглядят даже уличные фонари; однако паузы здесь важнее экшена, флешбэки и лирические отступления по объему, бывает, превышают «ударные» сцены, психология героя — гораздо существеннее, чем сюжет. Пако — шион-философ, разведчик-мудрец — выполняет задания не механически, а творчески... Сюжет «Мыши» говорит за себя: «шпионский роман» — не рамка, а всего лишь жанровое поле, на котором автор импровизирует;  и на самом деле это не шпионский, а рыцарский роман — в том виде, в каком этот жанр может выглядеть сегодня.

 
[альтернативный текст для изображения]

Елена Трубина «Город в теории.  Опыты осмысления пространства»

Здесь изящно суммируются все теории города; автор успешно оперирует отечественными примерами, которые иллюстрируют — или опровергают — абстрактные представления и общие рассуждения, например, о семиотике торговых центров или основных противоречиях между экономическими процессами и географической формой городов. Лучшие моменты книги — очерковые; заметки о современной городской жизни: чем рискует человек, проявляющий вежливость при посадке в московскую маршрутку, как выглядит по утрам эскалатор на метро «Парк культуры» и что такое джентрификация применительно к России. Образцовая в своем жанре книга: автор жонглирует не теориями, а примерами — по которым ясно, что сама реальность требует бесконечного разнообразия теорий.

Ошибка в тексте
Отправить