перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые рецензии «Афиши» «Нагишом» Седариса, «Rework» Фрайда и Хенссона, «Зеленый шатер» Улицкой и «Тоже родина» Рубанова

Архив
[альтернативный текст для изображения]

Дэвид Седарис «Нагишом»

Седарис — американский юморист, писатель и радиоведущий — почти такая же звезда в Америке, как Фрай в Англии. Это тоже нечто вроде комической автобиографии — в том смысле, что здесь очень странный рассказчик, у него очень странная семья, он выбирает очень странные способы проводить время — и вечно оказывается в очень странных местах. Приключения Седариса в колонии нудистов — куда он едет просто так, без цели: любой абсурд притягивает его магнитом. Седарисовская Америка производит не столько сюрреалистическое, сколько именно что знакомое по совсем другим источникам впечатление: «Это была та самая Америка, какую живописали ведущие советские пропагандисты: на фоне бесчеловечного пейзажа — доведенные до отчаяния, беспрерывно сквернословящие глупцы, которых судьба несет из одной гнилой дыры в другую, еще хуже прежней».

 
[альтернативный текст для изображения]

Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон «Rework. Бизнес без предрассудков»

Очень гремевшая весь последний год книга — в конце концов получившая только что в Америке премию «Лучшая бизнес-книга года». Это пособие по ведению бизнеса в современных условиях. Выясняется, что сейчас классические способы вести бизнес — верный путь к могиле. То есть если «общепринятая мудрость гласит: чтобы обойти конкурентов, вам нужно иметь перед ними преимущество», то Фрайд и Хенссон говорят: «Чтобы победить конкурентов, делайте меньше, чем они». И приводят простой и очень убедительный пример: велосипеды, у которых 20 скоростей, оказались гораздо менее популярными, чем велосипеды с фиксированной передачей, без ручного тормоза, — «они проще, легче, дешевле и не требуют сложного ухода». Если считается, что бизнес должен расти, то Фрайд и Хайнемайер настаивают, что «маленький — это не просто промежуточный этап. Маленький — это прекрасный пункт назначения сам по себе». «Если вы планируете создать «убийцу айпэда» или «следующего покемона», вы уже мертвы. Вы позволяете конкурентам задавать параметры. Вы не сможете превзойти Apple на их поле. Нельзя обыграть тех, кто устанавливает правила игры. Вам нужно изменить правила, а не просто немного улучшить продукт».

 
[альтернативный текст для изображения]

Людмила Улицкая «Зеленый шатер»

Три одноклассника, Илья, Миха и Саня (поэт, еврей, фотограф, гей, музыкант, необязательно именно в этой последовательности: все эти знаки принадлежности к свободным классам могут быть перетасованы без особых потерь для смысла), сближаются на почве аутсайдерства и любви к литературе — и за сорок, а то и больше романных лет успевают вовлечь в свои орбиты десятки других — контрастирующих или, напротив, сходным образом мыслящих — тел. Не историческое полотно «Диссиденты», холст-масло, а умная, затейливая, ладная, тонкая, смешная, трогательная, обаятельная книга, которая одинаково уместна хоть в собачьей парикмахерской, хоть в музее холокоста. Л.Е.Улицкая вложила весь свой талант драматурга и рассказчицы историй в то, чтобы воспрепятствовать фальсификации и забить для этого класса центральное место в истории России второй половины ХХ века, — и добилась своего: совершенно очевидно, что именно те, кто все эти десятилетия шептал про себя мантру «За вашу и нашу свободу», — а не те, кто дурным голосом вопил из космоса «Поехали!», — и есть подлинные герои столетия.

 
[альтернативный текст для изображения]

Андрей Рубанов «Тоже родина»

Лучшие за много лет рассказы на русском языке. Мы как-то недооцениваем Рубанова; в 2011-м он уже нечто большее, чем просто «главное открытие нулевых». Может, его заносит с «Хлорофилиями», может, он несколько однообразен со своей «мужской правдой», может, он не изъясняется семиэтажными метафорами, как Шишкин и Славникова, может, у него нет таланта заглядывать в ближайшее будущее, как у Пелевина, — но в нем есть невероятная свежесть. В 2011-м Рубанов то, чем в 1961-м был Аксенов, в 1971-м — Ерофеев, в 1981-м — Лимонов и в 1991-м — Пелевин: умный, остроумный, очень чутко слышащий, наглый — и при этом самоироничный нарцисс; все качества, необходимые для того, чтоб быть не просто «большим писателем», а национальным достоянием.

Ошибка в тексте
Отправить