перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые рецензии «Афиши» Джарон Ланир «Вы не гаджет. Манифест», Бен Макинтайр «Операция «Фарш», Дэн Симмонс «Черные холмы», Борис Ковалев «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации»

Архив

Дэн Симмонс «Черные холмы»

Это последний, 2010 года, роман Симмонса; опять «исторический» — и опять скорее разочарование; самый неувлекательный по крайней мере из трех последних; не «Террор», нет. В индейского мальчика по имени Паха Сапа (Черные Холмы) вселяется призрак погибшего бледнолицего генерала. Возможно, чересчур много индейщины. И ладно бы только бизоны, священные трубки, вигвамы, томагавки и тотемные столбы; еще и навязчиво «странная» ономастика — Сидящий Бык, Шальной Конь, Один Убивает Шестерых, Сильно Хромает; плюс чуть ли не полромана написано непосредственно на языке «сиу»: «Токша аке чанта иста васинйанктин ктело. Хесету. Митакуйе ойазин!»

 

Бен Макинтайр «Операция «Фарш»

История про феноменально успешную военную хитрость англичан, которым в 1943 году удалось убедить немцев, что союзники высадят десант в Греции, — хотя на самом деле в Сицилии. Выдающаяся шпионская история — и лучший переводной нон-фикшн за последние месяцы. История не просто изложена. Она исполнена с невероятным артистизмом (гениальный перевод Л.Мотылева). Трудно сказать, что лучше в этой работе — остроумие отдельных фраз, драматизм повествования— или сама задумка: написать историю о том, как жизнь подражает искусству (историю про труп с чемоданчиком вычитали из шпионского романа, то есть скопировали с другого вымысла).

 

Джарон Ланир «Вы не гаджет. Манифест»

Важная книжица; должен же был появиться кто-то, кто сказал бы, что король — голый; кто показал бы, что энтузиазм толп, пожирающих самих себя, продающих друг другу рекламу, — омерзителен; кто сформулировал бы то, что и так интуитивно понятно про все это «поколение фейсбук». Давно ведь уже ясно, что весь нынешний культ «мудрости толпы» не приведет ни к чему хорошему… Прибить к дверям церкви алармистский манифест такого рода, где прямо сказано, что Сеть была создана, чтобы изменить мир к лучшему, а в результате мы оказались в тоталитарном обществе, где массы подавляют личности, — чрезвычайно рискованная вещь; тогда как мудрость толп остается под большим вопросом, их способность к (психологическому) насилию несомненна.

 

Борис Ковалев «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации»

Устройство бордель-хаусов в Пскове; экскурсия русских коллаборационистов в Расовый центр в Веймаре и опасения, как бы им на глаза не попался издававшийся тут же профильный журнал «Унтерменш». Женщина, прижившая от немцев двоих детей и убившая их булыжником прямо на дороге в день освобождения с криком: «Смерть немецким оккупантам!» Сведения о подпольной типографии в Блятской Мельнице, печатавшей партизанские листовки. Театральный репертуар детских театров с пьесами типа «Толстый жиденок» и «Красные пряники» (хитрый коммунист обманывает Иванушку-дурачка). К облегчению читателя, автор не приходит ни к каким принципиально ­новым шокирующим выводам. Нет, население СССР не встречало оккупантов с распростертыми объятиями, а те не были сущими ангелами. Советская пропаганда не преувеличивала зверства немцев — все было: и сожженные заживо женщины и дети, и отрубленные руки-ноги, и выдавленные глаза. Так что стесняться нечего: все по заслугам.

 

Ошибка в тексте
Отправить